Передуманное и прежитое

бовь ко мнѣ. Я могу уѣхать, могу умереть, а школа всегда останется вашимъ другомъ, всегда найдутся въ ней люди, готовые помочь вамъ продолжать ученье. Любите школу— она гордится любовью такихъ ученицъ, какъ вы! Спасибо, впрочемъ, вамъ и за любовь вашу ко мнѣ; повѣрите ли, какъ вспомню о томъ, какъ вы всѣ любите меня, какъ-то весело становится на сердцѣ. «Въ Петербургѣ живется мнѣ очень хорошо — все хожу по школамъ и приглядываюсь, нельзя ли научиться чему- нибудь, чтобы потомъ ввести это и у насъ въ школѣ. Вы- ѣзжаю 10-го. Какъ ни весело мнѣ въ Петербургѣ, а соску- чилась о всѣхъ васъ и о школѣ. Особенно грустно бываетъ мнѣ въ воскресенье, какъ подумаю, что всѣ вы собрались въ школу, а меня нѣтъ. До свиданія! Глубоко уважающая васъ X А. «Кланяйтесь всѣмъ моимъ ученицамъ, а вашимъ сотова- рищамъ; впрочемъ, на-дняхъ я буду писать и имъ». Письмо Е. Я. навело меня на мысль написать еще нѣ- сколько писемъ тѣмъ изъ ученицъ, которыя принимаютъ болѣе горячее участіе въ пропагандѣ школы, т.-е. вербуютъ ученицъ, не пропускаюсь сами ни одного воскресенья, имѣютъ вліяніе на другихъ, благодаря большему развитію, и т. п. Въ эту минуту мнѣ непреодолимо захотѣлось ознако/ миться ближе съ способомъ излагать иныхъ изъ учениц' Я привела свой планъ въ исполненіе и теперь съ нетеріг ніемъ жду отвѣтовъ. Въ позднѣйшемъ дневникѣ отъ 17 января 1879 года слѣ- дующія строки посвящены Е. Я.: «Сегодня была у меня моя бывшая 45-лѣтняя ученица Елизавета Яковлевна Зайцева. Она оставила школу 2 или 3 года назадъ, достигши своей опредѣленной цѣли, т.-е. на- учившись сносно читать и писать. Разговоръ, естественно, съ первыхъ же словъ зашелъ о школѣ, продолжаетъ ли она заниматься чтеніемъ и т. д. «Какъ яге, — сказала она, какъ 2 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1