Передуманное и прежитое

— 333 — и радушно онъ заговоршіъ со мною о книгѣ «Что читать народу». — Вы полагаете,что вы составили книгу для учителей, — говорилъ онъ мнѣ, — но если бы вы знали, какое огромное значеніе имѣетъ она для насъ, писателей! Мнѣ никогда не приходило въ голову провѣрить, что говорить обо мнѣ народъ, и я съ трепетомъ пробѣжалъ страницы, отведен- ныя для наблюденій надъ моимъ разсказомъ. Читая ихъ, я видѣлъ воочію душу этихъ загадочныхъ для насъ людей, и она представляла для меня гораздо большій интересъ, чѣмъ знакомая мнѣ душа интеллигентнаго человѣка. Инспекторъ народныхъ училищъ Шпановскій, чрезвы- чайно добродушный человѣкъ, сидѣлъ у меня въ салонѣ ежедневно во все время пребыванія своего на выставкѣ. Онъ привези въ Иарижъ небольшой изобрѣтенный имъ инструментъ (родъ фисгармоніи) для обученія въ народ- ныхъ школахъ, стояіцій всего 12 рублей. Учитель, не обла- дающій голосомъ и не умѣющій играть на скрипкѣ, легко можетъ обучать дѣтей пѣнію при помощи подобнаго инстру- мента. Я съ большими сочувствіемъ отнеслась къ этому до- бродушному Шпановскому, такъ какъ его тревожное ожи- даніе жюри совершенно напоминало мнѣ мое недавнее прошлое; и вотъ, когда въ одно прекрасное утро жюри во всемъ своемъ составѣ явилось для разсмотрѣнія этого инструмента, Шпановскаго, какъ нарочно, не было на вы- стави, и эти почтенные господа должны были разсматри- вать его изобрѣтеніе вполнѣ самостоятельно. Я хотѣла подойти къ нимъ, чтобы выручить сосѣда, ко, не зная музыкалыіыхъ терминовъ по-французски, ли- шена была этой возможности. Тѣмъ не менѣе, члены жюри съ большими «вниманіемъ разсмотрѣли инструментъ со всѣхъ сторонъ, прочитали короткое объясненіе, находив- шееся при немъ, и затѣмъ, подойдя ко мнѣ, сказали учтиво: — Считая васъ вполнѣ компетентными лицомъ въ рѣ- шеніи школьныхъ вопросовъ, мы позволяемъ себѣ обра- титься къ вами и спросить, примѣнялся ли ЭТОТЪ ИН Г, тру- Ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1