Передуманное и прежитое

Братья мои кончали уже гимназію, когда у меня завя- залась переписка съ незнакомыми мнѣ юношей; прочи- тавши мои стихи, онъ воспламенился тѣмъ живымъ инте- ресомъ, который свойственъ только ранней молодости, и написалъ мнѣ въ отвѣтъ прекрасное стихотвореніе. Наша переписка въ стихахъ продолжалась годъ-два, а затѣмъ онъ пріѣхалъ въ Курскъ, познакомился со мною, я вышла за него замужъ и переѣхала въ Харьковъ. Харьковъ пока- зался мнѣ чуть не столицей по сравненію съ нашими за- холустьемъ. Я проходила мимо университета съ чувствомъ затаеннаго благоговѣнія— мнѣ хотѣлось стать на колѣни передъ ними и молиться. Въ каждомъ профессорѣ я ви- дѣла оратора, въ каждомъ студентѣ чуть-чуть не генія. Очутившись въ болыномъ культу рномъ городѣ, я вся пла- менѣла желаніемъ окунуться въ общественную дѣятель- ность и сдѣлать въ жизни что-либо большое, хорошее. Я искала занятія по душѣ— мнѣ указали на воскресныя школы (это было въ 1862 году). Анализируя прошлое, я нахожу теперь тьму недостатковъ въ тогдашнихъ школахъ, въ которыхъ къ обученію допускались всѣ и каждый и въ которыхъ господствовалъ полный хаосъ, но тогда я увлеклась и отдалась этому дѣлу со всѣмъ пыломъ юно- сти; но— увы! — счастье мое было непродолжительно — въ іюнѣ 1862 года были полученъ указъ о закрытіи воскресныхъ школъ... Помню я живо то горе и смущеніе, съ которыми мы принуждены были объявить дѣтямъ о закрытіи школы/ помню отчаяніе и плачи дѣтей— въ эту минуту я, каза- лось, готова была бы отдать полжизни за жизнь школы, но дѣлать было нечего... Вдругъ счастливая мысль пришла, мнѣ въ голову, мысль — пришіасить къ себѣ дѣвочекъ учиться на домъ. Я привела ее въ исполненіе— за мною пошло 50 человѣкъ. Съ тѣхъ поръ обученіе дѣтей сдѣла- лось любимымъ моимъ занятіемъ. Училось у меня по 10, по 20 души — согласно съ обстоятельствами и условіями квартиры, и учила я ихъ одиноко, крадучись, какъ воръ, съ этими занятіями. Пугали меня штрафами, пугали, что- закроютъ магазинъ, который въ то время составляли для

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1