Передуманное и прежитое

{день собранія), а въ другой какой-либо день недѣли, и учительница выражала желаніе сообщить ее начальницѣ, начальница говорила умоляюгцимъ голосомъ: «Mesdames! прошу васъ, ради Бога, поберегите это до пятницы!» Такъ рѣдки бывали тогда здравыя мысли и такъ безсодержа- тельны были эти собранія! Составь учительницъ былъ не менѣе неудаченъ одна не учила иначе, какъ въ перчаткахъ и подъ вуалыо, дру- гая признавалась чистосердечно, что поступила въ школу съ единственною цѣлыо научиться учить своихъ дѣтей, третья — въ порывѣ педагогическаго негодованія позволяла ■себѣ обзывать ученицъ «дурами». Все это было мнѣ очень больно, но я съ отрадою останавливалась на своихъ преж- нихъ товарищахъ и старалась не падать духомъ. Въ это время мнѣ пришлось поѣхать въ Летербургъ. Накупивши книгъ, я возвращалась оттуда съ новыми си- лами, веселая и счастливая. Поѣздъ нашъ пришелъ въ Харьковъ въ 10 часовъ утра въ воскресенье. Въ половинѣ ll -го я съ грузомъ книгъ была уже въ школѣ и чуть не бросилась отъ радости на шею къ начальницѣ. Она встрѣ- тила меня, впрочемъ, весьма холодно, посмотрѣла на часы и замѣтила: «Учительницы обязаны приходить въ десять часовъ, а теперь половина одиннадцатаго». Колкость эта проскользнула по мнѣ незамѣтно — я весело раздала книги дѣтямъ и начала заниматься. Состояніе моей группы за- ставило меня взгрустнуть: ученицы не только не подвину- лись впередъ, а были изувѣчены буквослагательнымъ способомъ; я не выдержала, отозвала свою преемницу въ сторону и объяснила ей, что она не имѣетъ ровно ника- кого понятія о звуковомъ методѣ. Учительница сочла не- обходимымъ довести объ этомъ до свѣдѣнія начальницы; начальница подошла ко мнѣ съ угрожающимъ видомъ и сказала: «Прошу васъ покорно не мѣшаться въ занятія учительницъ и, кромѣ того, представить дипломъ на право преподаванія!» Слово «дипломъ» заставило болѣзненно сжаться мое сердце — я столько выстрадала изъ-за этого слова, и опять оно является для меня зловѣщимъ предзнаменованіемъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1