Передуманное и прежитое

— 388 — какъ лиловый балахонъ направилсякъ завѣтному столику и съ достоинствомъ усѣлся на стулѣ. Въ рукахъ у негоне было никакой рукописи; очевидно, онъ и бе-зъ этого зналъ, какъ и о чемъ говорить. — Вы, европейцы, сыны прогресса, — началъ онъ, — до- стигнувъвысшихъ ступеней культуры и цивилизаціи, спу- скаетесь съ этой высоты къ своему темному народу, чтобы снисходительно подать ему остаткиплодовъ этой цивили- зации Вы придумываете для него облегчающіе методы об- ученія, создаете особую литературу, ставя его тѣмъ самымъ какъ бы ниже себя. И народъ принимаетъэти даянія по- рой съ благодарностью, порой съ недовѣріемъ, чувствуя бездну, отдѣляющую его, невѣжду, отъ образованнаго чело- вѣка. Вы относитесьскептически къ его наивнымъ вѣрова- ніямъ и не умѣете уважать въ достаточной степениэтихъ проявленій души. «У насъэто иначе: у насъ самънародъ создалъ свою письменность и снабдилъ ее изреченіями народной мудро- сти. Въ этихъ изреченіяхъ вся его душа, весь его нрав- ственный кодексъ. И онъ привели нѣсколько блестящихъ примѣровъ этой народной мудрости, въ которыхъ отразиласьдуша народа, и далѣе нарисовалъ своеобразную картину народнаго обра- зованія въ Китаѣ и ярко и образно охарактеризовалики- тайскій народъ, указавъ на симпатичныя стороны его ду- ховной жизни и на чистоту созданныхъимъ идеаловъ. Рѣчь китайца, безспорно, произвела большое впечатлѣніе: онадышала оригинальностью и сопровождалась, естественно, тѣмъ живымъ интересомъ, который чувствуемъ мы при разсказахъ о мало знакомой намъ странѣ. Каждый изъ насъ слышали и о безупречной организаціи нѣмецкой школы и о методахъ преподаванія Англіи, Швейцаріи и другихъ про- свѣщенныхъ странъ, и все это, конечно, не производило такого сильнаго впечатлѣнія, какъ эта яркая картинаду- ховной жизни Китая, обреченнаго бщественными мнѣніемъ европейца на застой и непробудный сонъ. По крайней мѣрѣ, когда конгрессъокончился, вамъ только и слышалось по- всюду: «каковъ китаецъ! Вѣдь этопрелесть, восторги! Боже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1