Передуманное и прежитое

— 408 — гуманность были отличительными чертами этой глубоко благородной натуры. И дѣйствительно, онъ привели въ исполненіе свое намѣреніе побывать въ Харьковѣ. Ьезъ красивыхъ фразъ, безъ апломба столичнаго дѣятеля, онъ серьезно и внимательно изучили малѣйшія детали интере- совавшаго его дѣла. Онъ не только присутствовалъ на уро- кахъ, не только посѣщалъ наши педагогическія собранія, но каждая отчетная тетрадка, каждый статистически! бланки привлекали его вниманіе. Собственно говоря, Харьковъ не моги дать ему ничего новаго, — это былъ человѣкъ вполнѣ сложившійся, съ установившимися убѣжденіями, съ педа- гогическимъ опытомъ, со свѣтлыми планами, постоянно созрѣвавшими въ его свѣтлой головѣ, но его посѣгценіе провинціальнаго города Харькова какъ-то согрѣло всѣхъ насъ и ободрило. По пріѣздѣ въ Петербургъ онъ открылъ тамъ воскрес- ную школу на Шлиссельбургскомъ трактѣ. Впрочемъ, го- воря «школу», я выражаюсь неправильно: Николай Але- ксандровичъ организовали у себя цѣлый рядъ воскресныхъ школъ, мужскихъ и женскихъ, для подростковъ и взро- слыхъ, съ дѣлымъ сонмомъ учителей и учительницъ. ІІо- лучивъ самъ университетское образованіе, Н. А. свято чтили науку и придавали огромное значеніе образованно- сти. Вотъ почему, всматриваясь въ составъ преподавателей всѣхъ воскресныхъ школъ въ Россіи, мы видами только въ воскресныхъ школахъ Фарфоровскаго попечительства людей исключительно съ высшими образованіемъ. А какъ подобные люди нужны народу, какъ сознательно идутъ они служить ему, какъ умѣло и толково отвѣчаютъ на его духовные запросы!.. Н. А. какъ нельзя лучше сознавали это и глубоко цѣнилъ своихъ друзей — товарищей по дѣлу. Вся душа его была отдана этому дѣлу, но, входя въ школу, вы не видѣли ни иниціатора, ни распорядителя: какой-то симпатичный человѣкъ, съ умными и добрыми глазами и широкой добродушной улыбкой, суетился и бѣгалъ по школѣ съ дневниками, бумагами, отчетами. Онъ силился, такъ сказать, обнять весь строй школьной жизни и вдох- нуть въ него душу живу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1