Передуманное и прежитое

] І' f t "1 — 411 — пойдешь школу срамить!» — «А почему нѣтъ такого-то?» спросилъ учитель, называя ученика по фамиліи и, видимо, довольный, что у него не достаетъ сегодня всего 2 — з уче- никовъ. «Въ рекруты взяли, гуляетъ», отозвался кто-то печально. «З читель подошелъ къ классной доскѣ и начертилъ букву. «Что это такое?» — «М», пробасила аудиторія. Онъ написалъ другую. «А это?» — «а». — «Вмѣстѣ?» — «Ма». Учитель поставилъ черточку. «Это?» — «ща». — «Это?» — «а». — «Вмѣ- стѣ?» — «ша»,— «Прочитайте все слово».— «Ма-ша», читали раздѣльно, но сознательно ученики. «Теперь напишемъ другое слово». — «Напишемъ», отозвался кто-то, весь погру- женный, очевидно, въ работу. «Это?» — «ш». — «Это?» — «и». « Вмѣстѣ? » — « ши » .■ — « Это? » — « л » . — « Это? » — « а » . — « Вмѣстѣ? » — «ла». — «Прочитаемте все вмѣстѣ». — «Ма-ша ши-ла». — «Что вышло?» — -«Маша шила», произносятъ ученики вполнѣ со- знательно и довольные результатами работы. То же было написано у нихъ и въ тетрадяхъ. Учитель придерживается «Новой азбуки» Толстого и, очевидно, слѣдуетъ буквосла- гательному способу. На каллиграфію онъ не обращаетъ вниманія, и потому ученики пишутъ некрасиво. Но кто былъ у него въ іслассѣ, кто видѣлъ оживленіе, которое не покидаетъ его ни на минуту, кто слѣдилъ, какъ умѣетъ онъ ободрить, обласкать взрослаго человѣка, тотъ проститъ ему это отсутствіе новшествъ, тѣмъ болѣе, что его много- численная аудиторія на пятое воскресенье вполнѣ созна- тельно читаетъ и пишетъ фразы въ два и три слова, со- ставленный, разумѣется, изъ знакомыхъ ей буквъ. Что же дѣлаетъ этотъ учитель съ пропустившими или отставшими учениками, чтобы они не тормозили класса? О, на это у него много средствъ: во-первыхъ, каждое воскресенье одинъ часъ онъ посвящаетъ исключительно повторенію пройден- наго; во-вторыхъ, предлагаетъ болѣе слабымъ ученикамъ оставаться послѣ четырехъ часовъ и, наконецъ, совѣтуетъ забѣгать къ кому-либо изъ преподающихъ на часокъ, дру- гой вечеркомъ впродолженіе недѣли. И вотъ, такъ или иначе, вы видите передъ собою совершенно ровный классъ. «Слушайте, ребята, — говорить учитель на второмъ часѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1