Сокращенная русская история

97 сношеііія, Рязанскій князь убѣжалъ въ Литву, и тѣмъ далъ великому князю право наказать его за изыѣну присоединеніемъ княжества его къ Москвѣ. Такимъ же дбразомъ и владѣнія двухъ Сѣверскихъ князей, потомковъ Шемякй и Шожайскаго, состоявшія со временъ Іоанна III подъ зависимостію Москвы, присоединены были къ Московскому княжеству. Неограниченная власть, какою пользовался Василій Іоанно- вичъ, доказывалась еще событіемъ, дотолѣ небывалымъ въ семейной жизни великихъ князей. Не имѣя дѣтей отъ супруги своей Соломониды Сабуровой и не желая, чтобы престолъ по кончинѣ его достался кому-либо изъ братьевъ его, по его мнѣнію неспособныхъ къ правленію, онъ, съ разрѣшенія пре- даннаго ему митрополита Даніила, развелся съ Соломонидою, постриженною въ монашество, и женился па племянницѣ Литовскаго князя Михаила Глинскаго, княжнѣ Еленѣ Ва- сильевнѣ Глинской. Многіе изъ духовенства и бояръ считали такой поступокъ Василія незаконнымъ и за то пострадали. Въ этомъ числѣ изъ духовныхъ былъ ученнѣйшій изъ мона- ховъ того времени, Максимъ Грекъ, присланный съ Аѳон- ской горы по просьбѣ самого Василія для исправленія ста- рыхъ иереводовъ дерковныхъ книгъ, и другой изъ монаховъ Вассіанъ, бывшій князь Патрикѣевъ, постриженный въ мона- шество Іоанномъ HI за участіе въ заговорѣ противъ великой княгини Софіи Ѳоминичны. Вассіанъ также отличался своимъ умомъ и ученостію, и былъ друженъ съ Максимомъ Грекомъ. Оба они извѣстны въ лѣтописяхъ нашихъ еще тѣмъ, что когда при Іоаннѣ HI, по поводу множества помѣстьевъ, от- данныхъ монастырямъ на поминъ души, возникъ воиросъ. слѣдуетъ ли монастырямъ владѣть населенными имѣніями? Ваесіанъ и Максимъ постоянно утверждали, что не слѣдуетъ, что монахи должны жить въ пустыняхъ и кормиться своими трудами; но какъ между духовенствомъ было много против- никовъ этого мнѣнія, то Іоаннъ оставилъ дѣло нерѣшеннымъ и при Василіи оно не возобновлялось, потому что главные участники въ немъ, Вассіанъ и Максимъ, за свое противо- 7 СОКР. РУССКАЯ ИСТОРІЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1