Сокращенная русская история

119 оградить служилое сословіе отъ такого безвыходнаго полѳ- женія, правительство принуждено было запретить крестья- намъ переходить отъ одного помѣщика къ другому, и первый указъ объ этомъ данъ былъ въ 1597 году. Второе важное нововведеніе при Ѳеодорѣ было учрежденіе патріаршества. Это было единственное государственное дѣло, въ которомъ принялъ особенное участіе набожный царь. Со времени завоеванія турками Константинополя церковь русская, по причинѣ затруднительности сношеній съ греческою, пере- стала быть въ зависимости отъ нея, но все-таки митрополитъ, глава нашего духовенства, былъ ниже саномъ патріарховъ греческихъ, которые подпали подъ елэсть невѣрныхъ. Къ такому положенію церковныхъ дѣлъ не могъ оставаться равнодушнымъ -государь, посвятившій всю жизнь свою молпт- вамъ и служенію церкви, и потому главною заботою его была мысль сравнять свою русскую церковь, младшую изъ восточ- ныхъ церквей, съ старшими, — и для того ей нужно было имѣть своего патріарха. Въ то самое время, какъ Ѳеодоръ занимался исключительно этимъ намѣреніемъ, въ Москву случайно прибыль Константинопольскій патріархъ Іеремія. Обрадованный царь предложидъ ему остаться въ Россіи и быть патріархомъ всероссійскимъ. Іеремія, не зная языка русскаго, не могъ согласиться на это предложеніе, но по- святилъ въ санъ патріарха московскаго митрополита Іова. Ѳеодоръ, вполнѣ удовлетворенный въ этомъ отношеніи, еще усерднѣе предался своимъ религіознымъ занятіямъ, и властолюбивому правителю еще спокойнѣе было вести по своей волѣ дѣла государственный; но у него была мысль, нарушавшая его спокойствіе: у Ѳеодора Іоанновича не было дѣтей, и потому наслѣдникомъ его былъ младшій братъ, хотя удаленный отъ двора въ Угличъ, но не лишенный тѣмъ своихъ правъ на наслѣдство; воспитывавшійся подъ вліяніемъ матери, которая не могла не оскорбляться такимъ удаленіемъ, и вѣроятно не скрывала отъ сына всѣхъ неспра- ведливостей къ нимъ правителя. Чтб же ожидало правителя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1