Сокращенная русская история

158 Филаретъ: «великимъ государемъ». При самомъ началѣ патрі- аршества Никона совѣты его были тѣмъ нужнѣе для госу- даря, что предстояло рѣшить одно изъ важныхъ дѣлъ госу- дарственныхъ: въ 165В году созванъ былъ зеыскій соборч. для обсужденія вопроса о соединеніи Малой Россіи съ Вели- кою. Но прежде нежели мы узнаемъ исторію этого соедине- нія, надобно узнать о состояиіи всей западной Россіи. Въ ней заключались слѣдующія области: Бѣлая Русь или древ- нія княжества наши — Полоцкое и Смоленское; Малая Русь или княжества: Кіевское, Черниговское и часть Сѣверскаго; Волынь , Подолія или земли, лежавшія по рѣкамъ Припети и Бугу, и Червонная Русь или Галиція. Мы знаемъ уже, что всѣ эти земли, составлявшія западную часть государства нашего, были отторгнуты отъ иасъ Литвою во время татар- скаго ига, тяготѣвшаго надъ нами, и что самая Литва, со- единившись въ- послѣдствіи съ Польшею, примкнула туда же и наши владѣнія. Но различіе вѣроисповѣданій — православ- наго и римско-католическаго — соединенныхъ народовъ всегда препятствовало совершенному сліяиію ихъ. Православные Рус- скіе только въ крайней необходимости покорялись власти ка- толическихъ государей Польши, которые, какъ дурные пра- вители, показали съ самаго начала свое нерасположеніе къ православію, а впослѣдствіи, призвавъ къ себѣ на помощь въ коицѣ ХѴІ-го вѣка іезуитовъ, начали открытое преслѣ- дованіе православныхъ подданныхъ своихъ. Не было наси- лій, не было жестокостей, какія бы не употребляли безсо- вѣстные священники и монахи іезуитскіе, чтобы унизить не- навистное для нихъ православіе, чтобы оторвать отъ него лучшихъ людей его. Они писали противъ него разсужденія, проповѣдывали въ церквахъ свое ложное ученіе, наконецъ учили въ школахъ дѣтей православныхъ католической вѣрѣ, и такимъ образомъ силою дѣлали католиковъ изъ русскихъ. И какъ все это казалось для нихъ еще мало, то они при- думали новое средство вдругъ присоединять къ католичеству цѣлыя тысячи православныхъ: это было изобретенное ими

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1