Сокращенная русская история

159 новое вѣроисповѣданіе, подъ названіемъ уніи, въ которомъ православные съ подчиненіемъ гіапѣ, а слѣдовательно и съ принятіемъ католичества, могли оставаться при своихъ пра- вославныхъ обрядахъ и своемъ церковно-славянскомъ бого- служебпомъ языкѣ. Это была хитрая сѣть, разставленная иольскимъ правительствомъ для увлечеиія православныхъ, ко- торые съ свойственною Русскимъ довѣрчивостію и попались въ нее. Имъ казалось, что съ сохраненіемъ своихъ нраво- славиыхъ обрядовъ и роднаго языка они немного уступятъ католичеству, и потому были люди, которые довольно скоро соглашались на такое отступлепіе, тѣмъ болѣе, что оно доставля- ло имъ много выгодъ, обѣщапныхъ иольскимъ иравительст- вомъ уніятамъ, и вътомъчислѣ главную: освобожденіе отъупи- женія и гонеиій, какимъ подвергались православные. Но такъ думало сначала только одно меньшинство: большинство же пра- вославныхъ горячо стало за свою вѣру, искало средствъ какъ бы защитить себя отъ утѣснителей, и вотъ гдѣ нашло ихъ: въ древнія времена устроены были почти во всѣхъ областяхъ русскихъ благотворительный общества при церквахъ, подъ названіемъ братствъ. Первое начало ихъ было самое про- стое: прихожане, въ день праздника своей церкви, склады- вались и устроивали общій пиръ, на которомъ гостями были, вмѣстѣ съ богатыми людьми, и всѣ бѣдные и даже нищіе того прихода. Вѣроятно, поводомъ къ такому учрежденію была мысль объ общихъ трапезахъ первыхъ христіаиъ. I братья или братчит, какъ называли ихъ въ иныхъ областяхъ, съ усердіемъ первыхъ хриотіанъ заботились о нуждахъ той пищей братіи, которую они имѣли случай, узнавать на та- кихъ пирахъ. Въ городахъ восточной Россіи братства не сдѣ- лались учрежденіями особенно важными, потому что, кромѣ благотворительныхъ, не имѣли другихъ цѣлей; въ западной же Россіи они пріобрѣли большое значеніе со времени поко- ренія ея подъ чужеземную власть: въ нихъ братчики думали не объ одпомъ пособіи бѣднымъ людямъ въ матеріальномъ отношеніи, но заботились также и о томъ, чтобы поддержать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1