Сокращенная русская история

на православную и уніятскую, и началось страшное гоненіе на всѣхъ принадлежавших^ къ первой, какъ отъ католиковъ, такъ и отъ уніятовъ. Болѣе всѣхъ сословій терпѣло кресть- янское, оставшееся болѣе другихъ вѣрнымъ нравославію. ІІо- мѣщики же, болѣе и болѣе увлекаясь примѣромъ отпавшихъ епископовъ и преимуществами, какими пользовались уніяты, во множествѣ присоединялись къ уніи, и, сдѣлавшись изъ русскихъ — польскими панами, безжалостно пользовались сво- ими правами надъ крестьянами,— правами, который въ Поль- шѣ были такъ велики, что помѣщикъ могъ располагать даже жизнію своего хлопа. Отъ этого названія крестьянъ— хло- пами, названа была и православная вѣра ихъ — вѣрою хлоп- скою. Чтобы дать понятіе, въ какомъ несчастношъ состояпіи были тогда эти крестьяне, довольно сказать, что оподячив- шіеся помѣщики или паны ихъ отдавали свои имѣнія въ аренду евреямъ съ правомъ казнить смертію крестьянъ въ случаѣ какого-либо неповиновенія ихъ или неплатежа пода- тей. Жиды, конечно, пользовались такимъ правомъ и такъ притѣсняли несчастливцевъ, отданныхъ въ ихъ руки, что они цѣлыми селеніями убѣгали къ малороссійскимъ казакамъ и въ московскія владѣнія. Такимъ образомъ эти притѣсненія, песлыханныя ни въ какомъ другомъ государствѣ, кромѣ Поль- скаю, положили первое основаніе къ освобожденію тогда же части угнѣтенныхъ, а въ послѣдствіи и всѣхъ областей рус- скихъ изъ-подъ чуждаго владычества. Западные или малороссійскіе казаки, хотя находились так- же подъ верховного властію Польскаго короля, но составляли совсѣмъ отдѣльное общество, и были совершенно одного ха- рактера съ казаками восточными или московскими. Они были двухъ родовъ: городовые, называвшіеся по городамъ, въ ко- торыхъ жили, напримѣръ .черниговскіе, черкасскіе и проч., и Запорожцы, жившіе за днѣпровскими порогами въ укрѣп- ленномъ мѣстѣ, которое называлось Сѣчью. Запорожцы управ- лялись своимъ собственнымъ атамапомъ, подчинялись гораздо менѣе городовыхъ правительству польскому и устройствомъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1