Сокращенная русская история

187 не по-царски, и даже не въ Кремлевскомъ дворцѣ, но въ подмосковномъ дворцовомъ селѣ Преображенскоыъ. Здѣсь росъ и воспитался онъ совершенно не такъ, какъ прежніе москов- скіе царевичи, которые во все время своего дѣтства почти не выходили изъ внутренних^ комнатъ дворца. Петръ, напротивъ того, не окруженный царскою пышиостію, нодъ надзорошъ только печальной матери своей, пользовался го- раздо большею свободою, которая, соединясь съ удовольствія- ми сельской жизни, благотворно дѣйствовала на его здо ровье. Ученьемъ также не стѣсняли его: правительница не думала объ образовали нелюбимаго брата и единственнымъ учителемъ его былъ дьякъ Зотовъ, приставленный къ нему еще при царѣ Ѳеодорѣ. Всѣ познанія Зотова ограничивались, почти одною грамотою; учеиикъ же его имѣлъ геніальныя способности и ненасытную любознательность. Понятно, что такой учитель не могъ удовлетворять этой любознательности, а другихъ не было между всѣми приближенными къ Петру. Что же было дѣлать ему съ своимъ пламеннымъ стремле- ніемъ къ ученью и жаждою дѣятельности? Необыкновенный ребенокъ еще въ трехъ -лѣтнемъ возрастѣ ноказалъ привязанность свою къ военному дѣлу: когда въ день имянинъ его, поднесено было ему множеств разныхъ игру- шекъ, то онъ, увидѣвъ между ними маленькую стальную саблю, съ восторгомъ бросился къ ней и, схвативъ ее обѣими руками, просилъ, чтобы привели къ нему того, кто нодарилъ ее. Это былъ какой то кунецъ, онъ велѣдъ ему поднять се- бя на руки, поцѣловалъ его въ голову и сказалъ, что онъ никогда не забудетъ его за такой прекрасный подарокъ. Ст- лавшись старше, онъ занялся прежде всего военною наукой и началъ изучать ее не изъ книгъ, которыхъ у него не было, но на опытѣ, соотавивъ себѣ изъ дѣтей иридворныхъ служителей Преображенскаго дворца маленькое войско, обра зованное по европейскому строю. Ему не трудно было сдѣ- лать это, потому что при отцѣ и даже дѣдѣ его были уже въ русскомъ войскѣ такіе отряды. Солдатики маленькаго ца-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1