Сокращенная русская история

198 прихожанами, которымъ для этого выбора стоило только объявить письменно архіерею, что избранный ими чело- вѣкъ добрый. Помѣщикамъ же позволено было выбирать въ сельскіе священники даже кого-либо изъ крестьянъ своихъ, и это позволеніе отмѣнено было только на церковномъ со- борѣ 1667 года: члены этого собора, желая хотя сколько-ни- будь помочь образованію сельскаго духовенства, постановили, чтобы священники учили дѣтей своихъ и приготовляли ихъ на мѣста свои. Втотъ же соборъ обратилъ особенное внима- ніе на монаховъ, и запретилъ имъ и мнимымъ юродивымъ бродить по городамъ и селамъ. Нравы и обычаи. Сосѣдство съ Азіей и ея необразо- ванными народами, почти безпрестанныя сношенія съ ними, а не съ европейскими государствами, отъ которыхъ Русскіе, распространяя болѣѳ и болѣе владѣнія свои на востокъ, постоянно отдалялись, и наконецъ болѣе нежели двухъсотъ-лѣтнее вла- дычество Татаръ надъ страною не могли не имѣть вліянія на нравы и обычаи ея жителей. Они не могли сдѣлаться вполнѣ азіятскими, потому что православная вѣра, которой предки наши были всегда глубоко преданы, предохранила ихъ отъ елишкомъ близкихъ сношеній съ восточными со- сѣдями ихъ даже и тогда, когда эти еосѣди сдѣлалисъ по- велителями ихъ; но, конечно, частыя сношенія и продолжи- тельная зависимость одного народа отъ другаго не могли не произвесть своего дѣйствія и потому въ обществѣ русскихъ того времени мы встрѣчаемъ въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ сходство съ азіятскими обычаями наприм. почти такое же зат- ворничество женщинъ, и отъ этого отсутствія ихъ изъ среды мужчинъ; грубость правовъ мужчинъ, которые, не имѣн по- нятія о тѣхъ высшихъ наслажденіяхъ ума, какія достав - ляетъ намъ нросвѣщеніе, не имѣя возможности въ замкну- тости страны своей даже знать о томъ, какія были занятія и удовольствія общественный въ странахъ образованныхъ, по необходимости должны были довольствоваться самыми грубыми развлеченіями собственнаго общества, изъ которыхъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1