Сокращенная русская история

202 русскаго парода: это были народный пѣсни, раздѣлявшіяся на нѣскол ько родовъ, изъ которыхъ замѣчательнѣе всего были такъ называемый «былины». Это были пѣсни, въ ко- торыхъ разсказывалось происшествіе историческое, но съ при- мѣсью сказочною и съ характеромъ эпическимъ. Такимъ обра- зомъ въ былинахъ разсказывается болѣе всего о богаты- ряхъ, и начало такихъ разсказовъ относится къ самымъ древнимъ временамъ Руси, именно къ княженію великаго князя Владиміра «Красное Солнышко». Илья Муромецъ, Доб- рыня Никитичъ и Алеша Иоповичъ суть главные богатыри нашихъ быдинъ. Большая часть этихъ былинъ начиналась такъ: Во славномъ городѣ во Кіевѣ У славнаго квязя Владиміра Было пированье, почетный пиръ, Было сталованье, почетный столъ На многи князи, бояре, И на русскіе могучіе богатыри И гости богатые. За этими древнѣйшими народными пѣснями, образовавши- мися въ южной Руси, слѣдуетъ такого же рода пѣсни Сѣ- верной или Новгородской Руси . Здѣсь въ этой вольной сторонѣ поются пѣсни не о великомъ князѣ, а о гостяхъ и поволь- никахъ новгородскихъ, какими были Василій Буслаевъ и Садко, богатый гость. Во времена царей въ Московской Руси слагаются пѣсни о царяхъ Иванѣ Грозномъ, Адексѣѣ Михаиловичѣ, о пирахъ и боярахъ ихъ. Въ тоже время въ Малороссіи поются пѣсни или думы казацкія , а въ мѣстиостяхъ, пострадавшихъ отъ разбойниковъ, пѣсни разбойническія . Извѣстный писатель П. В. Кирѣевскій между прочимъ такъ говоритъ о стихахъ духовныхъ , которые въ народѣ большею частію называются просто стихами : «На духовныхъ предметахъ сосредоточивается коренная, «задушевная любовь нашего народа; мысли его почти всегда «обращены къ предметам ъ духовнымъ, и потому естественно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1