Сокращенная русская история

203 «что онъ, часто воспѣвая святые гимны, слышанные имъ «въ церкви, любитъ въ простотѣ своей украшать предметы «священные своими полевыми цвѣтами. Разумѣется, что отъ «этихъ просто душныхъ изліяній народнаго чувства нельзя «требовать ни догматической точности, ни соотвѣтственности «выраженія съ важностью предмета; но должно отдать спра- «ведливость, что всѣ они проникнуты чувствомъ искренняго «благочестія». Но изъ всѣхъ этихъ пѣсенъ особенно любимыми народомъ были пѣсни религіознаго содержанія, извѣстныя подъназва- ніемъ стиховъ. Съ того времени, какъ христіанскія истины озарили умъ русскаго человѣка, мысли его начали предпочти- тельно обращаться къ духовнымъ предметамъ и находить свои лучшія удовольствія въ духовномъ мірѣ. Занимаясь часто пѣніемъ священныхъ пѣсенъ, слышанныхъ въ церк- вахъ, неграмотный простой народъ, не имѣя возможности въ точности помнить все, что пѣлось и читалось въ храмѣ Божіемъ, безсознательно прибавлялъ къ своему пѣнію свои собственный украшенія, и такимъ образомъ съ теченіемъ вре- мени составлялись «стихи», уже весьма мало похожіе на священный пѣсни, слышанный первыми пѣвцами, но тѣмъ не менѣе исполненные тѣмъ же искреннимъ благочестіемъ . Замѣчательнѣйшими изъ этихъ религіозныхъ стиховъ счита- ются: «стихъ о Голубиной книгѣ» и стихъ «о Страшномъ судѣ». Послѣднее мѣсто въ этой народной поэзіи занимаютъ пѣсни «бытовыя», т. е. такія, въ которыхъ поется о лицахъ и происшествіяхъ изъ обыкновеннаго быта. Полныя простоты и задушевности, онѣ заключаютъ въ себѣ столько чувства и общечеловѣческаго и народно-русскаго, 'что до сихъ поръ не потеряли для насъ своей прелести, и многія изъ нихъ еще поются въ разныхъ мѣстностяхъ Россіи. Что же касается тона и голоса русскихъ пѣсенъ, то въ большей части ихъ — онъ заунывный , что можно объяснить тѣми бѣдствіями, какія въ теченіе многихъ етолѣтій долженъ былъ терпѣть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1