Сокращенная русская история

208 флотомъ, котораго русскіе корабли не допускали до Азова. Слѣдствіемъ этой неутомимой дѣятельности Петра и храбро- сти войска, въ особенности казаковъ запорожскихъ и дон- скихъ, было то, что 19-го іюля Азовъ сдался. Эта первая побѣда, стоившая царю столь многихъ усилій и трудовъ, восхитила его необыкновенною радостію; но скромный побѣ- дитедь, не смотря на все дѣятельное участіе свое въ осадѣ, приписалъ весь успѣхъ ея двумъ главнымъ начальникамъ войска: Лефорту и Шейну. При торжественномъ въѣздѣ въ Москву имъ обоимъ возданы были всѣ почести; самъ же царь прошелъ въ тріумфальныя ворота, по этому случаю построенныя, какъ простой капитанъ ІІреображенскаго полка, пѣшкомъ съ своею ротою! Послѣ самаго короткаго отдыха отъ трудовъ азовскаго похода, Петръ тотчасъ же занялся новыми распоряженіями по своему любимому предмету: морскому дѣлу. Владѣя теперь крѣпостію на Азовскомъ морѣ, онъ выбралъ уже Таганрогъ мѣстомъ гавани и спѣшилъ устройствомъ тамошняго флота. Не имѣя на то средствъ въ казнѣ, онъ возложилъ постройку судовъ на духовныхъ и свѣтскихъ землевдадѣльцевъ такъ, чтобы духовные построили и снарядили по кораблю съ 8000 крестьянскихъ дворовъ, а свѣтскіе съ 10,000 дворовъ. Вслѣдствіе такого приказа царскаго, землевладѣльцы съѣзжа- лись въ Москву для условій, кому съ кѣмъ войти въ товарищество или, какъ тогда называли — кумпанство, для этой постройки. Она происходила на Воронежской верфи мастерами, выписанными изъ Венеціи, Даніи, Швеціи и Голландіи. Чтобы на будущее время не имѣть надобности выписавать ихъ, царь тогда же отправидъ въ Венецію, Данію и Голландію 50 стольниковъ и спалытаковъ учиться кораблестроенію. Но привыкнувъ за всѣмъ смотрѣть собствен- ными глазами и все дѣлать собственными руками, Петръ не удовольствовался этою отправкою, да и не имѣдъ терпѣнія дожидаться возвращеыія новыхъ ученыхъ, но рѣшился въ то же время самъ поѣхать въ чужіе края, и чтобы избавиться

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1