Сокращенная русская история

227 •стовскій митрополитъ св. Димитрій, были знаменитыми церков. ными писателями Петрова времени. Первый былъ ревностнымъ защитникомъ всѣхъ преобразованій Петра; послѣдніе два пи- сали противъ раскола, сильно распространявшагоса тогда по случаю разныхъ нововведеній, отъ которыхъ многіе при- верженцы старины бѣжали въ темныя и отдаленный убѣ- жища раскольниковъ. Св. Димитрій Ростовскій первый по- дробно онисалъ разныя раскольничьи секты въ своемъ сочи- неніи: «Розыскъ о раскольничьей Брынской вѣрѣ». Онъ на- писалъ также житія святыхъ или такъ называемый Четіи- Минеи. Стефанъ Яворскій писалъ не только противъ расколь- ничества, но и противъ протестантизма, котораго мнѣнія начали вкрадываться въ русское общество со времени водво- ренія въ Москвѣ множества иностранцевъ. Въ этомъ отно- шеніи извѣстно сочиненіе его подъ названіемъ: «Камень вѣры». Справедливо приписывая всѣ такія уклоненія отъ лравославія невѣжеству духовенства, Петръ особенно забо- тился объ его просвѣщеніи. Св. синоду поставлено было первою обязанностію распространять свѣденія о законѣ Еожіемъ, даже указано составить для того три книги: одну — о догматахъ вѣры, другую — о должностяхъ всякаго человѣка, а третью — собраніе проповѣдей св. отцовъ о дог- матахъ и должностяхъ. Кромѣ того предписывалось каждому впископу имѣть у себя дома школу для приготовленія свя- щенниковъ. Въ послѣдствіи (въ 1724 году) данъ былъ особенный указъ Св. синоду и о монахахъ. Петръ желалъ, чтобы онѣ раздѣлялись на три разряда: одни ходили бы за престарѣлыми больными и увѣчными людьми, которыхъ для того и велѣлъ помѣстить въ нѣкоторыхъ монастыряхъ; другіе заботились бы о сиротахъ, также помѣщенпыхъ въ монастыри: третьи — приготовляли бы изъ себя достойныхъ служителей царкви. Столько же вниманія обращалъ Петръ и на образованіе дворянскаго сословія. Раздѣливъ все государство на 12 губерній, а губерніи на 43 провинціи, онъ учредилъ въ 15 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1