Сокращенная русская история

229 лось въ обязанность выучиться грамотѣ, цифири и гео- метрии, и кто не хотѣлъ учиться, тому запрещалось и жениться. Для предупрежденія несчастныхъ браковъ по од- ной волѣ родителей, ІІетръ запретилъ вѣнчать прежде неже- ли пройдетъ шесть недѣль послѣ обрученія жениха и не- вѣсты, а для развитія общественной жизни вообще обязалъ вельможи и другихъ богатыхъ людей давать зимою балы или такъ называемый ассамблеи , на который женатые гости должны были привозить женъ и взрослыхъ дочерей своихъ. Женщины вначалѣ страдали отъ этого нововведенія: не привыкнувъ въ своемъ затворничествѣ ни къ табачному дыму, ни къ зрѣлищу попоекъ, онѣ должны были теперь переносить то и другое, потому что главными удоволь- ствіемъ мужчинъ на этихъ вечерахъ было: курить и пить. Подробный описанія какъ этихъ ассамблей, такъ и вообще нравовъ и обычаевъ Русскихъ того времени, можно найти въ сочиненіи нѣмца Берхгольца, который, какъ камеръ- 'n юнкеръ Голштинскаго герцога, жениха великой княжны Анны Петровны, прожидъ болѣе четырехъ лѣтъ въ Россіи. Въ отношеніи нравоописательномъ есть и русскія замѣ- чательныя сочиненія того времени торговаго человѣка Посош- кова, который, ясно видя недостатки общества, вполнѣ сочувствовали всѣмъ преобразованіямъ Петра и чрезвычайно сожалѣлъ о томъ что государь видитъ мало помощи отъ поддавныхъ. Въ одномъ мѣстѣ сочиненія своего они го- ворить: «Великій наши монархи на гору сами -десять тянетъ, а подъ гору милліоны тянутъ, какъ же его дѣло споро будетъ?» Въ другрмъ: «У насъ вѣра святая, благочестивая, а судная расправа никуда не годится, и указы император- скіе ни во что обращаются: всякъ по своему обычаю дѣлаетъ, и пока прямое гіравосудіе у насъ не устроится, то никогда мы не будемъ богаты и доброй славы себѣ не наживемъ». По этому, они находили нужными употребить крутыя мѣры, чтобы двинуть просвѣщеніе и правду на судахъ. Въ недостаткѣ этой правды и также въ лихоимствѣ или

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1