Сокращенная русская история

никѣмъ не наставляемые, одинаково смотрѣвшіе на всѣ вѣро- исповѣданія, какъ бы по инстинкту безошибочно отдаютъ преимущество вѣрѣ православной; наконець за нѣсколько де- сятковъ лѣтъ передъ тѣмъ, въ IX вѣкѣ, именно въ томъ вѣкѣ, когда основано было государство Русское, двое свя- тыхъ братьевъ, уроженцы греческаго города Солуня, Ки- риллъ и Меѳодій, какъ бы предчувствуя будущее великое зна- ченіе языка славянскаго, изобрѣтаютъ для него буквы и переводятъ для мпогочисленныхъ племенъ славянскихъ книги Св. Писаиія *). Безъ этого перевода невозможно было бы *) Кирилл и Меѳодій назначены были Провидѣніемъ для иросвѣщенія на. родовъ языческихъ и особенно славянскихъ. Сначала они но иорученію греческаго императора просвѣщали христіанскою вѣрою Ііозаровъ, жившихъ на юго-востокѣ нынѣшней Россіи и просившихъ у Грековъ учителей для просвѣщенія ихъ вѣрою христіанСкою. Оба брата .провели довольно времени въ Корсуни п выучились тамъ языку козарскому. Когда они возвратились изъ земли козарской, императоръ предложить иль отправиться въ земли славянскія, и именно въ Моравію и Ианнонію, откуда пріѣхали также послы съ просьбою объ учителяхъ вѣры греческой. Кириллъ, узнавъ, что Славяне не имѣютъ еще азбуки, очень затруднялся, какъ учить народъ, не имѣя возможности заставить его читать. И вотъ онъ изъ любви къ Богу и бѣд" нымъ, кепросвѣщеннымъ людямъ, намѣревается потрудиться для нихъ во славу Божію, надагаетъ на себя 40-дневный постъ и, заключив шись въ своей ке.тьѣ, занимается составленіёмъ славянской азбуки. Составивѣ ее, св. Ки- риллъ приступает! тотчасъ же къ переводу Епангелія на славяпскій языкъ, Замѣчательно для цасъ, Русскихъ, что великое дѣло этого перевода св. Ки- рилла кончается, и онъ и брать его съ благословеніемъ греческихъ патрі- арховъ и государя отправляются для нропопѣди въ елавянскія земли, именно въ годъ основанія Русскаго государства — въ 862 году. Если пршюмнти» что около того же времеіги сдѣланы были папою разный измѣненія въ уче- ніи православной вѣры, и оттого началось уже раздѣленіе • между церквами Греческою и Римскою, то нризваніе св. Кирилла и Меѳодія быть просвѣ- тителями славянскихъ народовъ именно во время основанія величайшаго изъ государствъ славянскихъ, — дѣлаетсл еще знаменательнѣе: въ совершеніи этихъ событій такъ близко одно къ другому, не ясно ли представляется уму какъ бы опредѣленіе свыше, чтобы славянскія племена были хранителями ігравославія, начипавшаго именно въ это время тернѣть гоненія отъ латин- ства. Многіе изъ С.тавянъ, подвергшись чуждому владычеству, не сберегли священной драгоцѣнности, ввѣренной храненію ихъ; да поможетъ же Господь въ этомъ святомъ дѣлѣ намъ, Русскимъ — единственному самостоятельному народу изъ всѣхъ православныхъ Славянъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1