Сокращенная русская история

243 и въ то же время ея заботливости о подданныхъ служило и то, что она отказалась отъ намѣренія Петра Великаго утвердиться на берегахъ Каспійскаго моря: еще въначалѣ 1732 года возвращены были Персіи всѣ завоеванный Петромъ про- винціи, и главною причиною возврата было то, что тамош- ній климатъ былъ вреденъ для войска нашего: въ немъ ока- залась большая смертность. Заботливость императрицы объ улучшеніи быта народа выражалась и въ постановленіи ея о службѣ дворянъ или шляхетства въ 1736 году. До того времени срокъ службы дворянъ не былъ опредѣлевъ. и они отставлялись по большей части дряхлыми стариками. Анна по- становила, чтобы всѣ дворяне отъ 7-ми до 20-ти лѣтъ учи- лись, отъ 20-ти лѣтъ служили въ нродолженіи 25 лѣтъ, и такимъ образомъ выходили бы въ отставку 45-ти лѣтъ, когда еще могли быть полезными дома. Тѣхъ же изъ моло- дыхъ дворянъ или недорослей, которые были способны болѣе къ гражданской, нежели военной службѣ, приказано было ■опредѣлять въ коллегіи, гдѣ секретарямъ вмѣнялось въ обя- занность обучать ихъ всему приказному порядку и два раза въ недѣлю давались имъ уроки въ ариѳметикѣ, геометріи, грамматикѣ и географіи. Замѣчая неохоту, съ которою дво- рянскія дѣти принимались за ученіе, приказано было два раза испытывать ихъ: послѣ 12-ти и послѣ 16-ти лѣтъ, и тѣхъ, которые нослѣ втораго испытанія окажутся незнаю- щими закона Божія, ариѳметики и геометріи, отдавать въ матросы безъ выслуги. Но и эта строгая мѣра мало помо- гала: 16-ти-лѣтніе мальчики, по большей части съ помощію родителей своихъ, убѣгали отъ испытаній и скрывались въ чужихъ семействахъ, иногда даже подъ именемъ дворовыхъ людей. Вѣроятно такое вредное домашнее воспитаніе подало мысль умному Миниху о необходимости такого учебпаго заве- денія, гдѣ бы мальчики въ удаленіи отъ мало-образованныхъ родителей своихъ могли учиться и приготовляться къ службѣ * отечеству, и слѣдствіемъ такой мысли было учрежденіе въ 1731 году перваго кадетскаго корпуса. Воспитанники его, іб*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1