Сокращенная русская история

гательное и необыкновенное зрѣлище, которое происходило на берегахъ Днѣпра: съ тѣмъ же усердіемъ, какъ въ Іііевѣ, народъ и здѣсь шелъ креститься по волѣ государя, и хотя случалось, что иные изъ отчаянныхъ язычниковъ противи- лись крещенію, НО' это сопротивленіе было непродолжительно и можно было по всей справедливости сказать, что ни однимъ народомъ христіанство не было принято съ такою единодуш- ною готовностію, какъ русскимъ. Только въ отдаленныхъ областяхъ, лежавшихъ въ сторонѣ отъ воднаго пути и потому позже другихъ видѣвшихъ въ средѣ своей проповѣдниковъ вѣры христіанской, принятіе ея было замедлено. Съ своей стороны Владиміръ, справедливо названный впослѣдствіи нашею церковію — Святымъ и Равноапостольнымъ , упо- треблялъ всѣ усилія къ просвѣщенію св'оихъ подданныхъ: строилъ во всѣхъ города-хъ церкви;- заводилъ училища для приготовленія будущихъ пастырей' церкви; во многія мѣста, близкія къ Кіеву, наприм. на Волынь, ѣздйлъ самъ съ свя- щенниками для 'крещенія народа. Ёромѣ всего этого, чудес- ная перемѣна, совершившаяся, послѣ креіценія въ сердцѣ и характерѣ Владиміра, можно сказать даже совершенное пе- рерожденіе его изъ Жестоішго язычника въ милосердаго хри- с-тіанина, было лучшймъ доказательствомъ святости новаго вѣроученія, которое потому не могло не привлекать къ себѣ народа. Милосердіе Владиміра ■ было такъ велико, что онъ, прежде неумолимый даже къ родному брату, теперь не рѣ- шался осуждать на смерть самыхъ гіреступниковъ, и нака- зывалъ ихъ только денежною пенею, которая называлась вирою. О новыхъ завоеваніяхъ онъ также не думалъ болѣе и старался только защищать границы государства своего отъ набѣговъ кочевыхъ народовъ; для того онъ строилъ новые города и поселялъ въ нихъ воииовъ, извѣстныхъ своею храбростію. Имъ поручалось оберегать границы отъ дикарей. Они, конечно, усердно исполняли приказанія государя, и от- того въ княжепіе великаго князя Владиміра І-го прослави- лось много храбрыхъ витязей, которыхъ называли богаты-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1