Сокращенная русская история

267 оспу себѣ и своему наелѣднику, великому князю Павлу Пет- ровичу. Такой примѣръ не могъ не подѣйствовать самымъ благотворнымъ образомъ, и въ Россіи никто не противился оспопрявиванію, къ удивленію западной Европы, гдѣ оно, какъ извѣстно, встрѣтило большое сопротивленіе. Не менѣе заботливости возбуждалъ вѣ Екатерииѣ и вопросъ о народномъ образованіи. Въ Наказѣ своемъ она сказала: «Усовершенствованіе воспитанія есть самое надежное сред- ство сдѣлать людей лучшими». И вслѣдствіе этой мысли императрица прилагала всевозможныя старанія объ улучшеніи воспитанія юношества. Превосходнымъ помощникомъ ея въ этомъ дѣдѣ былъ Иванъ Ивановичъ Бецкій, по мысли и планамъ котораго устроено было нѣсколько воспитательныхъ заведеній: въ октабрѣ 1762 года въ Петербургѣ корпусы Артиллерійскій и Инженерный; въ 1763 въ Москвѣ: Воспи- тательный домъ на 8,000 дѣтей; въ 1767 такой же домъ въ Петербургѣ. Въ 1764 году основано въ Петербургѣ же въ Воскресенскомъ (Смольномъ) .монастырѣ воспитательное заведеніе для 240 дворянскихъ дѣвицъ, а въ 1765 такое же — для дѣвицъ изъ городскихъ сословій. Кромѣ того импе- ратрица назначила «Коммисію объ учрежденіи народныхъ учи- лищъ», которой поручено было завести въ уѣздныхъ горо- дахъ малыя народныя училища для первоначадьнаго обуче- нія дѣтей всѣхъ сословій, а въ губернскихъ — главныя народ- ныя училища изъ 4-хъ классовъ для обученія дѣтей свобод- ныхъ состояній наукамъ математическимъ, естествепнымъ, словеснымъ и даже частію изящнымъ искуствамъ. Въ горо- дахъ же: Екатеринбург!;, Псковѣ, Черииговѣ и Пензѣ пред- полагалось основать университеты, но недостатокъ въ день- гахъ не допустилъ исполненія этихъ мудрыхъ предцоложеній государыни и открыты были только главныя училища въ нѣкоторыхъ городахъ. Недостатокъ въ деньгахъ въ первые годы царствовапія Ека- терины былъ неудивителенъ; въ послѣдніе годы правленія императрицы Елисаветы государственный расходъ превышалъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1