Сокращенная русская история

54 было сказать болѣе объ южныхъ, нежели о сѣверныхъ и сѣ- веро-восточныхъ областяхъ Руси, отдаленныхъ отъ Кіева огромнымъ пространствомъ, покрытымъ по большей части лѣсами и болотами. Трудно было проповѣдникамъ христіан- ства достигать туда и потому населеніе тамошнее еще долго оставалось въ тьмѣ жалкихъ суевѣрій язычества. Тамъ еще часто являлись волхвы и удерживали народъ отъ креще- нія въ новую вѣру, а крещеныхъ уже — возмущали противъ нея. Такъ однажды въ Новгородѣ одинъ злой волхвъ по- ставилъ противъ епископа почти весь народъ, повѣрившій обманщику, что онъ знаетъ все въ будуіцемъ и можетъ хо- дить по водѣ, какъ по-суху. Одна только находчивость князя управлявшаго тогда Новгородомъ, спасла жителей" отъ об- мана. онъ подошелъ къ волхву во время самой жаркой рѣчи его о своемъ могуществѣ и разрубилъ ему голову топоромъ. Народъ увидѣлъ безсиліе волхва защитить себя и обратился съ раскаяніемъ къ епископу. Христіанство особенно процвѣтало въ Кіевѣ, гдѣ слави- лись своимъ благочестіемъ и истинно-христіанскши добро- дѣтелями монахи Печерскаго монастыря, основаннаго св. Ан- тоніемъ. Родившись въ городѣ Любечѣ, св. Антоній пост- ригся на Аѳонской горѣ и поселился въ одной изъ кіевскихъ пещеръ въ княженіе Нзяслава Ярославича. Слава о святой жизни его привлекла • много подвижниковъ въ новый мона- стырь, и между ними одного богатаго юношу Ѳеодосія, про- мѣнявшаго во всемъ обильный домъ родительскій— на суро- вую жизнь монастырскую. Послѣ кончины св. Антоиія сдѣ- лавшись игуменомъ Печерскаго монастыря, Ѳеодосій продод- жалъ своими подвигами то прославленіе христіанства, кото- рое началъ святой предшественникъ его. Смотря на все то, чтб дѣлалъ св. Ѳеодосій, нельзя было самымъ упорнымъ язычникамъ не признать превосходства и силы религіи, оду- шевлявшей его: защитникъ всѣхъ притѣсненныхъ, прибѣ- гавшихъ къ нему, утѣшитель страж дуіцихъ, помощникъ бѣд- ныхъ, онъ находилъ еще время ходить за больными, писать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1