Сокращенная русская история

55 поученія монахамъ и князьямъ, изустными же бесѣдами съ Евреями объяснять имъ заблужденія вѣры ихъ. Всегда и во всемъ дѣйствуя съ успѣхомъ, любимый и благословляемый всѣми, кто имѣлъ счастіе приближаться къ нему, этотъ знаме- нитый служитель Христовъ былъ въ тоже время смиреннѣй- шимъ инокомъ своей обители. Такіе вѣроучители не могли не имѣть и достойныхъ себя учениковъ и вслѣдъ за ними явля- ются въ Печерской обители новые проповѣдники христіанства, новые ревнители благочестія. Ихъ проповѣди и другія духовныя сочиненія распространяютъ въ народѣ понятія объ истинной вѣрѣ и служатъ основаніемъ перваго, вполнѣ религіознаго про- свѣщенія нашихъ предковъ. Къ числу этихъ духовныхъ пи- сателей принадлежатъ и первые лѣтописцы наши, и древнѣй- шій изъ нихъ, преподобный Несторъ и много' другихъ, пи- савшихъ погодный записки о событіяхъ на Руси и сборники, составленные изъ разныхъ’ лѣтописей. Кромѣ того писались еще духовными лицами поученія для князей и поученія, ко- торыя говорили архіереи для всего народа въ церквахъ. Цер- ковь наша въ это время зависѣла еще отъ патріарха Ііон- стаитинопольскаго, который присылалъ въ нее митрополитовъ — Грековъ. Только при Ярославѣ 1-мъ русскіе епископы рѣши- лись своимъ соборомъ поставить митрополита русскаго Ила- ріона. Послѣ того патріархъ Ііонстантинопольскій хотя и присылалъ своихъ митрополитовъ, но уже съ согласія вели- каго князя. Митрополитъ же поставлялъ епископовъ во всѣ епархіи, но также съ согласія той области, куда носылался епископъ. Домашняя жизнь Русскихъ того времени носила на себѣ также отпечатокъ той религіозности, которая составляла ос- нованіе всего просвѣщенія ихъ. Знатные и незнатные люди обоего пола были искренно набожны и благочестивы *), по- \) Примѣромъ тому могъ особенно служить князь черниговскій Свято- славъ Давидовичъ, принявши не только санъ монашества, но и исполняв- ший въ монастырь всѣ работы простыхъ монаховъ: рубилъ дрова, ходилъ за больными, быдъ сторожемъ у воротъ монастырскихъ и проч.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1