Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 99 — . ■ НАРОДНЫЯ БЫЛИНЫ (Сборники: Кирѣевскаго и Рыбникова, Памятники Костомарова и проч.). Значеніе народныхъ былинъ. Характеръ Вла- димира по пѣснямъ. Изъ прежнихъ нашихъ разсказовъ видно, что, отъ самаго начала, Русскимъ пришлось бороться съ разными азіатскими народами: Козарами, Печенѣгами, По- ловцами, Татарами. Не разъ одолѣвали Русь эти языческіе народы, но подъ конецъ она все-таки брала верхъ: Татары до двухсотъ лѣтъ брали дань съ Русской земли, но и тѣхъ слава погибла. Старыя невзгоды забыты, осталась только па- мять о побѣдѣ надъ всею этою нехристью, надъ погаными, какъ въ старину называли у насъ язычниковъ. Наши пѣсни и прославляютъ святорусскихъ богатырей, что много вѣковъ боролись за родину; эти пѣсни воспѣваютъ не одно какое ни- будь изъ разсказанныхъ нами произшествій, а вообще старое, да бывалое, какъ оно сложилось въ памяти добрыхъ людей, какъ оно сказалось во смиренной бесѣдушкѣ, за чарою хмѣль- нова: тутъ являются и Козары, и Печенѣги, и Литва вмѣстѣ съ Татарами, Индія и Царьградъ, Кіевъ и Іерусалимъ; что случилось въ продолжеиіи пятисотъ лѣтъ , въ памяти народ- ной слагается въ одинъ разсказъ, гдѣ вмѣсто идоловъ, кото- рые уничтожалъ князь Владиміръ, и Печенѣговъ, съ которыми онъ сражался, явится, въ видѣ поганаго Идолища, татарская сила; но борьба съ нехристью остается все таже. Кромѣ того, въ былинахъ, еще живо сохранилось воспоминаніе о старыхъ, языческихъ временахъ. До Владиміра и еще при Владимірѣ, Русскіе сами были язычниками: они покланялись солнцу, водѣ, вѣтрамъ и другимъ земнымъ силамъ; мать земля, отъ которой все родится, была также божествомъ, крѣпкимъ и неодолимымъ. Русскіе вѣрили въ волхвованія, т. е. думали, что съ помощью чаровъ и заклятій можно наслать болѣзнь, добыть себѣ чуд- ную силу, обратить человѣка въ звѣря, и т. д. Они вѣрили также въ змѣй, которые живутъ въ горахъ (Змѣй Горынычъ, 7*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1