Рассказы по русской истории. Вып. 1

Тугарюгь Змѣевичъ), въ вѣщихъ птицъ, которыя могли гово- рить и предсказывать будущее: чародѣйки, въ видѣ лебедей, летали ио воздуху; воронъ, сидя на деревѣ, выкликалъ бѣду или указывалъ богатырю путь -дорогу. Когда утвердилось христіанство, память о всѣхъ этихъ чародѣйскихъ выдумкахъ все еще осталась въ народѣ : нашимъ богатырямъ то помо- гаете, то мѣшаетъ эта чародѣйская сила; то, какъ христіане, они съ ней борются и ее одолѣваютъ; то, какъ язычники, они ей еще вѣрятъ. Но всѣ эти небывалыя чудеса служатъ также къ тому, чтобъ ярче выставить чью нибудь ловкость, удаль. Соловей-разбойникъ сидитъ на девяти дубахъ и однимъ сви- стомъ валитъ съ ногъ людей; но онъ уже не птина-чародѣй, онъ только силачъ-разбойникъ. Другой богатырь рыщете вол- комъ по ночамъ, чтобъ собрать дружину : такая ужъ его удаль. Встарину точно думали, что сильный да разумный человѣкъ не спроста сиіенъ да разуыенъ, а владѣетъ особой, чародѣй- ской силой: такъ и Олега называли вѣщимъ за то, что онъ съумѣлъ одолѣть Грековъ. Теперь, мы не вѣримъ такимъ чу- десамъ, а все-же, какъ увидимъ искустное дѣло, говоримъ: «чудо!» Главнымъ лицомъ въ нашихъ пѣсняхъ является Влади- міръ- Красное Солнышко; около него собираются всѣ бога- тыри. Но тутъ сохранилась память не объ одномъ Владимірѣ, который прославился своими пирами, принятіемъ христіанской вѣры и борьбою съ Печенѣгами, Болгарами и проч. Тутъ на- родъ вспомнилъ и о Владимірѣ Мопомахѣ и о другихъ князь- яхъ, которые щедры были къ своей дружинѣ и удачно ходили съ нею на поганыхъ. Владиміръ въ нашихъ пѣсняхъ борется и съ Татарами, и побѣждаетъ ихъ, слѣдовательно, въ пѣснѣ заставляютъ его дѣлать то, что дѣлалъ Дмитрій Донской. Такъ намять соединяете событія разныхъ вѣковъ въ одномъ лицѣ. Былевыя пѣсни о Владимірѣ обыкновенно начинаются опи- саніемъ пира. Во стольномъ городѣ, во Кіевѣ, что у ласкова сударь, князя Владиміра, было пированъе, почестной пиръ, было столованье, почестной столъ, на всѣхъ князей и бояръ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1