Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 109 — дѣлать, нельзя разгнѣвать гостя: привели Ставра. Василиса вышла съ нимъ на широкій дворъ, поспѣшно сѣла на добра коня и увезла мужа въ поле. Тутъ она его миловала, назы- вала милымъ. мужепышмъ и говорила такія слова: «Не учись впередъ хвастать женою: самъ погибнешь и меня сгубишь.» Михайло Пртокъ Ивановичъ. Сначала на Руси бо- лѣе всего славился тотъ, кто имѣлъ необычайную тѣлесную силу: женщина также является удалою паленицей. Но кромѣ того, хитрая, прелестивая, она, по языческимъ понятіямъ, обладаетъ чарами, умѣетъ опоить чародѣйскимъ зѣльемъ, окол- довать добраго молодца. Въ старину главными нашими не- пріятелями были: па западѣ Литва, которая особенно усили- лась послѣ татарскаго нашествія на Русь; на востокѣ — Та- тары-. Въ пѣсняхъ смѣшиваются оба народа, потому что Рус- ские сражались съ ними въ одно время. Русскіе удальцы не- рѣдко жили въ нлѣну и у Литвы и въ Ордѣ, или пріѣзжали туда гостями, и нерѣдко возвращались оттуда съ женами: сами князья женились на татарскихъ царевнахъ, которыя при- нимали при этомъ христіанскую вѣру. Когда распространи- лось христіанство, то прежнія вѣщія дѣвы (русалки, бѣлыя лебеди) стали лихими чародѣйками; но теперь всю эту по- ганую прелесть чаръ перенесли на нехристей, на Литву и Татаръ: женщинамъ изъ этихъ пародовъ особенно приписы- вали злыя козни колдовства; такъ и Батый посылаетъ въ Рязань какую-то жену чародѣйку. Но любопытно видѣть са- мый древній образецъ той женщины, которая живо напо- минаетъ намъ темное языческое время. Такова жена Михаила Потока Ивановича, сначала прекрасная Бѣлая Лебедь, дѣва вѣщунья первоначальныхъ временъ, а потомъ злая, волын- ская (или татарская) колдунья, Настасья Лиходѣевпа. Потокъ ѣхалъ на кораблѣ по морю, увидѣлъ бѣлую лебедушку и хо- четъ подстрѣлить ее. Вдругъ поднялась она съ синя моря на крыльяхъ лебединыхъ, сѣла на корабль и обернулась крас- ной дѣвицей. Она говорить Потоку: «Когда свезешь меня на славную святую Русь и будемъ въ стольномъ городѣ Кіевѣ;,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1