Рассказы по русской истории. Вып. 1

— Ill — обѣдни бояре, князья и русскіе могучіе богатыри. Потокъ закричалъ громкимъ голосомъ, такъ что мать-земля всколеба- лась, вода съ пескомъ помутилась — и говорятъ богатыри: «Что это, братцы, за диво, за чудо? Не изъ воды ли чудо встало? не изъ чужой ли земли наѣхало?» — «Не изъ воды не изъ чужой земли, отвѣчалъ Илья Муромецъ, а сгрустну- лось богатырю въ сырой землѣ съ мертвымъ тѣломъ. Бе- рите-ка заступы гкелѣзные, разрывайте желтые песочки, вы- нимайте бѣлодубовую колоду.» Еакъ раскрыли колоду, ду- шечка Михайло Потокъ Ивановичъ и вывелъ за рукавъ мо- лодую жену. Во всѣхъ этихъ выдумкахъ чародѣйства покамѣсть нѣтъ ничего злаго: и у другихъ народовъ есть разсказы о томъ, какъ вѣрная жена ложится въ могилу съ мужемъ. У насъ, на оборота, мужъ, исполняя слово, данное женѣ, сторожитъ ее въ могилѣ. Но по христіанскимъ понятіямъ, чародѣйка не могла быть доброю, и вотъ, повѣсть разсказываетъ далѣе, что Настасья Лиходѣевна оставила своего прекраснаго мужа, который еще бился за нее, когда сорокъ царей и царевичей, наслышавшись о ея чудной красотѣ, пришли требовать ее у Владиміра и грозились вырубить весь городъ Кіевъ. «Для одной бабы не погибать цѣлому царству» сказалъ Владиміръ, но Потокъ отвѣчалъ: «Отдай свою, княгиню Апраксію,» —и отвертѣлъ онъ всѣ головушки царямъ и царевичамъ. Настасью увезъ въ Волынскую землю царь Вахрамей Вахрамеевичъ. Михайло поѣхалъ освобождать жену, а она льстивыми словами призвала его и упоила соннымъ, чародѣйскимъ зельемъ, по- томъ перекинула черезъ себя и обратила въ бѣлъ-горючъ камень. Между тѣмъ Илья и Добрыня одѣлись каликами, взяли съ собой старика въ товарищи, и пошли отыскивать братца названаго. Царь Вахрамей напоилъ, накормилъ до сыта ка- ликъ, навалилъ имъ денегъ цѣлую сумму, и они отправились дѣлить казну на горючемъ камнѣ. Старичище разложилъ деньги на четыре части: «Четвертая часть тому, сказалъ онъ, кто подыметъ бѣлъ горючъ камень.» -Ни Илья, ни Добрыня, сколько

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1