Рассказы по русской истории. Вып. 1

126 - съ нехристями, да ихъ щэавъ и обычай — все это было на самомъ дѣлѣ въ Русскомъ народѣ. Русскій народъ въ этихъ удальцахъ представилъ самого себя, свою силушку и отвагу. Вотъ, сказочники, да гусляры и придумывали, напримѣръ, что Добрыня или Илья побилъ Татаръ, тогда какъ съ Тата- рами Русскіе дрались много вѣковъ и не разъ ихъ одолѣ- вали. Значитъ, подъ Добрынею или подъ Ильею, тутъ надо разумѣть весь русскій народъ. Народъ нашъ вѣрилъ вста- рипу волхвованіямъ — и въ былинахъ богатыри борются съ чародѣями; сила тѣлесная, удаль, крѣпость богатырская была. у насъ въ большой чести — и наши молодцы помахиваютъ палицею въ девяносто пудовъ, выпиваютъ чару въ полтора ведра. Это сначала очень нравилось народу: чья рука крѣпче, кто кого побьетъ, тотъ и богатырь. Какъ у дѣтей, у необ- разованная люду ставятся выше всего хитрость, ловкій об- манъ, наружный . блескъ, пышная, яркая одежда, богатство, которымъ можно пустить пыль въ глаза, золото, да серебро, да кулачная сила. Но народъ не ребенокъ; онъ скоро пой- метъ, что съ однимъ умѣньемъ хорошо драться, человѣкъ не лучше звѣря: вотъ, и въ богатыряхъ нашихъ, рядомъ съ тѣ- лесною силою, мы находимъ щедрость, гостепріимство, брат- нюю любовь, самопоя;ертвованіе, да высокую мысль о чести; Дюкъ Степановичъ удіъ осмѣянъ за то, что слишкомъ хвас- таетъ своимъ добромъ. Все это составляетъ другую нравст- венную силу. Народъ нашъ понялъ, что умъ-разумъ, да до- брота души крѣлче меча и желѣза, и представилъ это въ пре- красной повѣсти о томъ, какъ богатыри борются съ нездѣш- нею силою. Порасхвастались они своею удалью, да крѣпостью рукъ, и погибли отъ нездѣшней силы, не то, чтобы погибли: народъ нашъ все тотъ же живой богатырь — да умъ-разумъ взялъ въ немъ верхъ надъ грубою тѣлесною силой. «Не намахалися наши могутння плечи, Не уходилися наши добрые кони, Не притупились мечи наши булатные!» И говорить Алеша Поповичъ младъ:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1