Рассказы по русской истории. Вып. 1

■ — 137 — шаго, и обоимъ другъ за дружку стоять. Какъ пришелъ Илья, его посадили въ большой уголъ, наливали тару зелена вина, а другую меду сладкаго, и сказалъ богатырь: «At же ты, Владиміръ стольно-Еіевскій! зналъ, кого посылать женя поз- вать! Кабы не братепъ крестовый названый, никого бы я не послушалъ: а думалъ я натянуть тугой лукъ, да убить тебя, князя Владиміра, со княгинею, а нынѣ тебя Богъ проститъ за эту вину великую.» По другой пѣснѣ, Владиміръ дарилъ князей-бояръ краснымъ золотомъ, скатнымъ жемчугомъ. Кня- гиня сказала: «Всѣхъ ударилъ ты, всѣхъ ужаловалъ, а не да- рилъ Ильи Муромца.» Тогда Владиміръ далъ Ильѣ шубу со- болиную. Но богатырь разсердился, что шуба была изъ тѣхъ даровъ, какіе получены княземъ отъ бусурманъ, и бросилъ ею о кирпичный полъ. По совѣту бояръ, Илью повели за это на горы высокія, въ погреба глубокіе и завалили тамъ хря- щемъ камнемъ. Но вотъ сила Калины царя обступила кру- гомъ на шестьдесятъ верстъ городъ Кіевъ., и дѣло безъ Ильи не обошлось: его вывели снова изъ погребовъ. Сила татарская, съ которою боролся Илья, хорошо пред- ставлена въ видѣ поганаго Идолища, который ѣсть по семи пудовъ хлѣба. Идолище сначала означалъ какого нибудь изъ языческихъ боговъ: этимъ богамъ приносили въ жертву скотъ и людей, и они могли казаться ненасытными. Но потомъ Русскіе придали всю эту идольскую кровожадность языче- скимъ народамъ, съ которыми воевали. Подъ Идолищемъ можно, пожалуй, разумѣть и Печеиѣговъ, которые при Владимірѣ высылали великана-поединщика противъ русскаго борца.' Въ древней Руси нерѣдко рѣшали дѣло единоборствомъ ; сами князья выходили на борьбу, какъ напримѣръ Мстиславъ, братъ Ярослава; отъ того и пѣсни такъ часто объ этомъ разсказы- ваютъ. Но Татары дольше другихъ народовъ были врагами Россіи: объ нихъ чаще вспоминаетъ народъ въ своихъ пѣс- няхъ, н Идолище представляется вождемъ Татаръ, а, по дру- гой пѣснѣ, и Турокъ. Калика Иванище возвращается отъ свя- тыхъ мѣстъ и разсказываетъ: «Не по старому въ Цареградѣ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1