Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 138 — не по прежнему: одолѣли поганые Татаровья, наѣхалъ пога- ный Идолище, святые образа поколоты, въ черной грязи по- топтаны, а въ Божіихъ церквахъ коней кормятъ.» Этотъ Идо- лище ростомъ двѣ сажени печатныя, въ ширину сажень пе- чатная; глазища, что пивныя чашища; голова, что лоханище, а носъ съ локоть. Подошелъ онъ къ городу Кіеву и тре- буетъ поединщика. Всѣ были въ страхѣ, одинъ Илья рѣшился противъ него идти: обулъ онъ шелковые лапотки, надѣлъ подсумокъ чернаго бархата и шляпу земли Греческой (шляпу съ большими полями), да забылъ взять палицу булатную. Вотъ встрѣчается съ нимъ каличище Иванище; песетъ клюку бо- гатырскую въ девяносто пудовъ. Илья отнялъ клюку у калики и пошелъ къ Идолищу. Зтотъ счелъ Илью за перехожаго ка- лику и спросилъ: «Какъ великъ у васъ богатырь, Илья Му- ромецъ?» — «Такъ великъ, какъ и я,» отвѣчалъ Илья.» — «Много ли хлѣба ѣстъ и пьетъ пива вашъ Илья?» — Столько же, какъ и я: хлѣба ѣстъ по три калачика крупичатыхъ, а вина пьетъ на три пятачка мѣдныхъ» — «Экой вашъ бога- тырь Илья!» сказалъ Идолище: «я вотъ по семи ведеръ пива пью, по семи пудовъ хлѣба кушаю.» Илья отвѣчалъ: «У на- шего попа Ростовскаго корова была обжориста, много ѣла, пила, тутъ и треснула.» Идолищу эти слова не полюбились; онъ швырнулъ въ Илью кинжал омъ; но тотъ былъ повертокъ на ножку, отскочилъ отъ кинжала, да потомъ клюкой пере- билъ всѣхъ Татаръ. Огромныя силы, пришедшія съ Батыемъ на Кіевъ, выстав- лены въ пѣсняхъ о царѣ Калинѣ. Подъ этимъ Калиномъ можно разумѣть Батыя; въ одной пѣснѣ, онъ прямо названъ Ба- тыга. Но пѣсни никогда не воспѣваютъ одно какое нибудь извѣстное произшествіе , а то, что случилось въ продолже- ние многихъ вѣковъ. Съ памятью о Батыѣ соединилась и память о побѣдѣ надъ Татарами. Такъ и здѣсь Илья Му- ромецъ, изображающій собою вообще Русскій народъ, побѣж- даетъ царя Калина. Калинъ царь собралъ сорокъ царей, со- рокъ царевичей, сорокъ королей, сорокъ королевичей, и у

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1