Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 154 — сихъ поръ сохраняются такъ называемыя Корсунскія ворота съ латынскою надписью, сдѣланныя Нѣмцами. Преданіе объ Антоніи Римлянинѣ разсказываетъ, что этотъ святой при- плылъ въ Новгородъ на камнѣ, и потомъ, съ помощію ры- баковъ, досталъ изъ Волхова бочку, которая приплыла вслѣдъ sa нимъ съ его доброыъ: въ бочкѣ находились потиры, блюда, золотые, серебряные и хрустальные сосуды и другія церков- ныя вещи, а подписи на сосудахъ были римскимъ языкоми написанныя. Такъ въ понятіяхъ православныхъ, освящалось употребленіе латынскихъ сосудовъ въ церквахъ. Иностранцы иыѣли и свою церковь въ Новгородѣ, такъ называемую Ва- ряжскую божницу. Въ утѣшеніе православнымъ, что они дол- жны были терпѣть латынскую церковь на самомъ видпомъ мѣстѣ въ городѣ, сложилось такое преданіе. Нѣмцы дали великій посулъ посаднику Добрынѣ, а онъ и сталъ подговаривать Новгородцевъ : «Позвольте нѣмцамъ поставить церковь по ихъ обычаю и вѣрѣ, гдѣ они захотятъ: если здѣсь не будетъ ихъ божницы, то и нашимъ церквамъ у нихъ не бывать, а на- шимъ купцамъ худо жить безъ храмовъ по нѣмецкимъ горо- дажъ.» Новгородцы позволили. Нѣмцы избрали мѣсто на торгу посереди города, гдѣ стояла деревянная церковь Іоанна Пред- течи. Для нихъ эту церковь снесли на другое мѣсто. За это посадникъ Добрыня будто бы утонулъ въ Волховѣ во время бури, а Спасовъ образъ, нарисованный, Нѣмцами на южной стѣнѣ своей божницы, смыло дождемъ. Торговое положеніе Новгорода отразилось, какъ на цер- ковныхъ сказаніяхъ, такъ и на народныхъ былинахъ. Сюда относятся повѣсть о новгородскомъ посадникѣ Щилѣ и ска- заніе о Садкѣ, богатомъ гостѣ. Жилъ въ великомъ Новгородѣ посадникъ Щилъ со сво- имъ сыномъ; былъ онъ очень богатъ и давалъ деньги въ рост'ъ: купцы занимали у него серебро на торговлю , и бралъ онъ лихвы (процентовъ) на 14 гривенъ и 4 деньги всего по одной деньгѣ въ годъ, а больше никогда не бралъ. Такъ скопилъ онъ много имѣнія и задумалъ на эти деньги, собранныя отъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1