Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 177 — Москва внушала трепетъ своею силою, которая безъ пощады стягивала всѣ концы Россіи въ одинъ узелъ. Въ пѣсняхъ'про Кіевъ поется: <Какъ во славномъ было городѣ Кіевѣ, Что у ласкова сударь князя Владиміра.» Про Москву напротивъ говорятъ: < Зачиналась бѣлокаменна Москва, Зачинался въ ней и грозный царь.» Но мы теперь имѣемъ дѣло со старою Русью, домосков- скою. Мы уже видѣли, какую силу имѣло вѣче въ Новгородѣ. Въ другихъ городахъ, въ Кіевѣ, въ Смоленскѣ, во Владимірѣ на Клязьмѣ, оно также сначала собиралось для рѣшенія всѣхъ важныхъ дѣлъ. Еще при Владимірѣ I, народъ рѣшаетъ участь Варяга, не хотѣвшаго поклониться идолу, и потомъ, во всѣхъ совѣщаніяхъ о принятіи христіанской вѣры, участвуютъ го- родскіе старейшины. Когда Изяславъ, сынъ Ярослава, отка- зывается идти противъ Половцевъ, Кіевляне, собравшись на вѣче, лишаютъ его власти. Во время удѣльныхъ распрей, князья постоянно обращаются къ народу за совѣтомъ, или испраши- ваютъ его помощи. Владиміръ Мономахъ зоветъ Олега Чер- ниговскаго въ Кіевъ, чтобы урядиться передъ духовенствомъ и народомъ; но гордый Олегъ отвѣчаетъ: «Не меня судить игуменамъ, да черни.» Святополкъ, плѣнивъ Василька, созы- ваетъ ня совѣтъ бояръ и народъ, и только ободренный сло- вами Кіевлянъ: «Тебѣ, князь, слѣдуетъ беречь свою голову,» рѣшается отдать его въ руки Давида. Владиміръ Мономахъ, уступая просьбѣ Кіевлянъ, мирится со Святополкомъ, и по- томъ, по требованію народа, вступаетъ на престолъ кіевскій, нарушивъ право старшинства. Первенство Кіева наслѣдовалъ Владиміръ на Клязьмѣ, возвышенный Андреемъ Боголюбскимъ. Но и въ этомъ новомъ городѣ, по смерти Андрея, народъ умѣлъ отстоять свою самостоятельность, избравъ себѣ князя 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1