Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 182 — ' тіунъ его, какъ огонь, накладенный трутомъ, а рядовичи, какъ искры; если убережешься отъ огня, такъ отъ искръ не убе- режешь одежды.... Не море топить корабли, а вѣтры; не огонь разжигаетъ ікелѣзо, а надыманіе мѣха: такъ и князь не самъ впадаетъ во многія злыя вещи, но думцы (совѣт- ники, бояре) вводятъ. Съ добрымъ думцею князь додумается высокаго стола, а съ лихимъ думцемъ думаетъ, и ыалаго стола лишенъ будетъ.» Даніилъ совѣтуетъ князю обращать болѣе вниманія на умъ, чѣмъ на богатство: «Мудрый нищій, какъ золото въ грязномъ сосудѣ; а богатый, красивый, да несмы- сленный, какъ изголовье изъ дорогой ткани, набитое соло- мой. Пошлешь умнаго совѣтника, не много приказывай, а за глупцомъ самъ не полѣнись ѣхать. Какъ нельзя разсмѣшить мертвеца, . такъ и дурака научить уму: дураковъ не сѣютъ, не жнутъ, а сами рождаются.» Однимъ изъ самыхъ священныхт. обычаевъ Славяпъ было гостепріимство : гость, ступавшій черезъ порогъ, считался подъ защитою домашняго бога; хозяинъ могъ брать для угощенія его изъ общей казны, если самому угостить было нечѣмъ. Такое, уваженіе къ гостю понятно въ пустынной странѣ, гдѣ рады были всякому страннику, который могъ поразсказать много диковинокъ о далекихъ земляхъ. Когда утвердилось хри- стіанство, то вошелъ обычай странствовать по святымъ мѣ- стамъ, и калики перехожіе получаютъ огромную силу, какъ видно изъ пѣсенъ. Впослѣдствіи усилилось и бродяжничество, по причинѣ частыхъ войнъ и раззореній. Но Славяне издавна были осѣдлымъ, земледѣльческимъ народомъ; только нѣкото- рые, какъ, напримѣръ, Древляне, занимались болѣе скотовод- ствомъ и звѣроловствомъ : по Нестору, они жили въ лѣсахъ и ѣли все нечистое. Несторъ говоритъ, что у нихъ не было и браковъ, а похищали невѣстъ на играхъ. Но похищеніе невѣстъ было такимъ же брачнымъ обычаемъ, какъ и другіе, и обыкновенно дѣлалось съ обоюднаго согласія родственни- ковъ. Наши хороводныя игры, гдѣ бываетъ борьба между играющими изъ двухъ разныхъ деревень за дѣвушку, ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1