Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 183 — торую каждая сторона хочетъ удержать, напомипаютъ именно этотъ обычай. Но это исполнялось Славянами язычниками, точно также, какъ вѣнчаніе, состоящее въ томъ, чтобъ три раза объѣхали вокругъ завѣтнаго дуба, или другаго дерева: «вѣнчаться вкругъ ракитова куста», какъ говорятъ наши пѣсни. Надъ умершимъ Славяне совершали тризну: устроивали пиръ, борьбу въ честь покойника, въ знакъ печали рѣзали и цара- пали себѣ лице. Мертвыхъ, какъ можно догадываться, судя по народнымъ преданіямъ, первоначально пускали по водѣ; по историческимъ же извѣстіямъ мы знаемъ, что ихъ, сожи- гали : живая жена шла на костеръ вмѣстѣ съ умершимъ му- жемъ. Однимъ изъ самыхъ старинныхъ языческихъ боговъ былъ Родъ, творецъ міра, отъ котораго все рождается. Въ связи съ Родомъ находились Роженицы, подъ которыми ра- зумѣлись звѣзды, имѣвшія вліяніе на судьбу человѣка. Какъ видно изъ народныхъ сказаній, Славяне поклонялись разнымъ стихіямъ: огню, молніи, воздуху, водѣ, и проч. Богомъ огня и солнца былъ Сварояшчь, или Дажьбогъ (Хорсъ, вѣроятно, также означалъ солнце). Самъ народъ поэтически назывался внукомъ Дажьбога; тоже названіе, вѣроятно, придавали князь- ямъ: такъ въ былинахъ Владиміра называютъ красное сол- нышко. Стрибогъ былъ богомъ воздуха: вѣтры считались вну- ками Стрибога. Къ пастушескому періоду жизни принадлежитъ обожаніе Волоса, бога скота и всякаго богатства: оно пере- шло и въ земледѣльческій бытъ, когда главнымъ божествомъ является грозный Перунъ, богъ молніи и грома. Вмѣстѣ съ Матерью Землею, Перунъ становится покровителемъ земле- дѣлія. Съ- христіанствомъ всѣ эти боги исчезли; но память о старинномъ имъ поклоненіи осталась въ народѣ. Сюда от- носится зимній праздникъ: Коляда, который состоитъ въ томъ, что ходятъ собирать подаяніе и поютъ пѣсни Колядѣ. Одна изъ такихъ пѣсенъ напоминаетъ и о жертвахъ божеству. Уродилась Коляда Накаыунѣ Рождества, За рѣкою за быстрою

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1