Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 184 — Огни горятъ великіе, Вокругъ огней скамьи стоятъ, Скамьи стоятъ дубовыя, На тѣхъ скамьяхъ добры молодцы, Добры молодцы, красны дѣвицы, Поютъ пѣсни колядушкѣ; Въ срединѣ ихъ старикъ сидитъ; Онъ точитъ свой булатный ножъ, Возлѣ котла козелъ стоитъ, Хотятъ козла зарѣзати. Здѣсь старикъ, сидящій передъ костромъ, какъ будто, оз- начаете начальника рода, который встарину имѣлъ право со- вершать жертвы. Другой праздникъ былъ весною, когда справ- ляли проводы зимы. Весну встрѣчали на Красной Горкѣ хоро^ водами, а зиму сожигали, представляя ее въ видѣ женской чу- челы: Мары, Мараны. Эти праздники были посвящены богу Солнца. Третій праздникъ въ іюнѣ — Ивана Купалы, когда собираютъ травы, купаются, зажигаютъ костры и прыгаютъ черезъ нихъ. Тогда совершается много чародѣйствъ: по по- нятію народа, кто въ купальную ночь достанетъ цвѣтущій папортникъ, тотъ можетъ дѣлать чудеса, понимать языкъ каждаго творенія. Тутъ также чучелу Мары топили въ водѣ. Поклоненіе водѣ выразилось въ обожаніи водяныхъ существъ, русалокъ. Въ нихъ Славяне олицетворяли души умершихъ, и по всей вѣроятности, особенно души предковъ. Въ зим- нюю Коляду, въ первый праздникъ Солнца, мертвые уже вставали изъ могилъ: Святки и теперь считаются време- немъ, когда странствуютъ духи. Древняя масляница, первый праздникъ весны, была вмѣстѣ и поминальною недѣлей. Тогда здоровались съ усопшими, приносили пищу имъ на могилу: «Святые родители! приходите хлѣба-соли кушать;» праздникъ Красной Горки соединялся съ Радуницею. Вслѣдъ за тѣмъ начиналась Русальная Еедѣля. Около нынѣшней Страстной недѣли, души умершихъ появлялись на свѣтъ, чтобы порадо- ваться весеннему солнцу. Огни, выходящіе изъ могилъ, были

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1