Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 185 — огнями русалокъ: тогда палили солому и кликали мертвыхъ; сами русалки бѣгали по полямъ, приговаривая: «Бухъ! бухъ! соломенный духъ!» Но сначала онѣ жили въ водѣ и выходили на берегъ только поиграть; онѣ показывались также у колод- девъ. Русалки, души умершихъ, были водяными божествами, потому что встарину мертвыхъ, какъ объ этомъ можно су- дить по скандинавскому обычаю, пускали въ воду. Потомъ, во время Русальной недѣли (въ Семикъ), онѣ являлись на землѣ, въ лѣсахъ, сидѣли на деревьяхъ. Семикъ, великъ день русалокъ, былъ главнымъ ихъ праздникомъ; послѣ этаго, въ концѣ весны, или Русальной недѣли, онѣ падали съ деревьевъ и скрывались въ могилы; въ пѣсняхъ говорится: «Русалочки, земляночки , На дубъ лѣзли, кору грызли, Свалилися, забилися.» Это напоминаетъ Дива въ словѣ о Полку Игоревомъ, который сначала, сидя высоко на деревѣ, далеко разноситъ славу объ походѣ Игоря, а потомъ, когда князь взятъ въ плѣнъ, падаетъ на землю. Жертвы у Славянъ приносили подъ деревьями и у воды; служителями боговъ были волхвы, гада- тели, кудесники. Значеніе старинныхъ кудесниковъ живо вы- ставлено въ разсказѣ Нестора о смерти вѣщаго Олега. Олегъ спрашивалъ волхвовъ: отчего онъ умретъ? Одинъ изъ кудес- никовъ сказалъ ему: «Тебѣ умереть отъ любимаго коня, на которомъ ты ѣздишь.» Олега это встревожило: онъ прика- залъ конюхамъ кормить коня и больше на немъ не ѣздилъ. Четыре года спустя послѣ возвращенія изъ Греціи, онъ вспом- нилъ о немъ, призвалъ главнаго конюха и спросилъ его: «Гдѣ конь мой, котораго я отдалъ на сбереженье?» Ему отвѣ- чали, что онъ умеръ. Олегъ посмѣялся и упрекнулъ кудес- ника. «Все это ложь, что ни говорятъ волхвы, замѣтилъ онъ: конь умеръ, а яживъ»— и поѣхалъ онъ посмотрѣть на кости коня. Прибывъ къ мѣсту, онъ ступилъ ногою на голый черепъ;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1