Рассказы по русской истории. Вып. 1

дами: такъ Глѣбъ Полоцкій далъ кіевопечерскому монастырю 600 гривенъ серебра и 50 золота, а жена его, послѣ смерти мужа,— 100 гривенъ серебра и 50 золота; лица, поступавшіе въ монастырь, обыкновенно жертвовали на него все свое имѣ- ніе. Князья не начинали почти никакого дѣла безъ совѣща- ніа съ епископомъ , часто устроивали пиры па весь святи- тельски чинъ: набожный Ростиславъ МстиславиЧъ каждую субботу и воскресенье сажалъ у себя за обѣдомъ 12 черне- цовъ съ ихъ игуменомъ, а въ Лазареву субботу созывалъ мо- наховъ со всѣхъ кіевскихъ монастырей; былъ обычай также устроивать особыя угощенія по постнымъ днямъ: лѣтописецъ называетъ это утѣшеніемъ. Пиры бывали также въ монасты- ряхъ: тутъ принимали участіе и женщины. Духовенство, ла- скаемое княземъ, всегда держало его сторону, и страхомъ церковнаго наказания много содѣйствовало къ утвержденію княжеской власти; съ особеннымъ усердіемъ помогало оно московскимъ князьямъ въ ихъ стремленіи къ едшювластію. Въ случаѣ междоусобной войны, духовныя лица являются ча- сто примирителями; князья употребляютъ ихъ также для по- сольства, потому что ихъ сапъ давалъ имъ болѣе безопасно- сти отъ обидъ въ землѣ непріятельской. Какъ люди грамот- ные и наиболѣе знакомые съ дѣлами, они становятся также лѣтописцами событій. Изъ духовныхъ проповѣдниковъ въ на- шей древней Руси особенно замѣчателенъ Кириллъ Туровскій. Отъ него остались намъ десять поучительныхъ словъ, гово- ренныхъ въ десять воскресеніи передъ Троицыпымъ днемъ. Въ нихъ очень живо представлено христіанское милосердіе, особенно въ словѣ о разслабленномъ. Разслабленный жалуется на свое горькое положеніе: «Мертвымъ ли почту себя? но мое чрево проситъ пищи и языкъ изсыхаетъ отъ жажды. Жи- вымъ ли назову? Но не могу ни встать съ одра, ни двинуть какимъ нибудь членомъ. Я мертвый между живыми и живой между мертвыми. Всѣ смѣются надо мною... некому накор- мить меня: человѣка не имамъ.» Христосъ отвѣчаетъ ему на это: «Какъ говоришь ты, что нѣтъ у тебя человѣка. Не я ли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1