Рассказы по русской истории. Вып. 1

— 20 — Онъ созвалъ бояръ и все разсказалъ имъ; они посовѣтовали Владиміру не убивать Рогнѣды, а возвратить ей съ сыномъ ея отчину)*). Овладѣвъ Полоцкомъ, Владиміръ пошелъ на Ярополка и скоро окончилъ дѣло безъ битвы. Кіевъ ему сдался, довѣрчи- ваго Ярополка онъ занималъ къ себѣ на теремный дворъ, и чуть тотъ вошелъ въ двери, какъ два Варяга ударили его мечами подъ пазуху. Владиміръ сталъ одинъ княжить на всей Руси. Внѣ двора теремнаго, на холму, поставилъ онъ кумиры : деревяннаго Перуна съ серебрянною головой и золотыми усами (это былъ богъ молніи и грома) , Дажьбога, бога солнца, Стри- бога, бога вѣтровъ, и другихъ. Точно также и Добрыня по- ставилъ кумиръ надъ Волховомъ въ Новгородѣ. Имъ прино- сили жертвы, называя ихъ богами, приводили на закланіе сы- новей и дочерей , Щ земля Русская осквернялась кровью. По- бѣдивъ Ляховъ, Вятичей, послѣ мпогихъ походовъ, Владиміръ вернулся въ Кіевъ и сталъ вмѣстѣ съ людьми своими устраи- вать жертвы кумирамъ. Старцы и бояре сказали : «Бросимъ жребій на отрока и дѣвицу: на кого падетъ, того и зарѣ- жемъ богамъ.» Жилъ тогда одинъ Варягъ, который пришелъ изъ Греціи и исповѣдывалъ христіанскую вѣру. У него былъ сынъ, прекрасный и лицемъ и душою: на этого юношу и палъ жребій. Посланные пришли извѣстить объ этомъ отца: «На твоего сына палъ жребій; боги его себѣ избрали: при- несемъ его въ жертву.» Варягъ отвѣчалъ: «То не боги, а де- рево: согодня стоятъ, а завтра сгніютъ; они не ѣдятъ, не ньютъ, не говорятъ, а сдѣланы руками изъ дерева. Богъ одинъ, которому служатъ и поклоняются Греки. Онъ сотво- рилъ небо и землю, звѣзды, луну, солнце и человѣка, далъ ему жить на землѣ; а ваши боги что сдѣлали? Сами они дѣ- ланные; не дамъ я своего сына бѣсамъ.» Посланные ушли и все разсказали народу; толпа вооружилась, поднялась на Варяга и раззорила дворъ около его дома. Онъ стоялъ на *) Взято изх Жаврентьевской Жѣтоппси, изъ описанія событій посдѣ 1111 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1