Рассказы по русской истории. Вып. 1

трапезѣ и что ѣсть въ какіе дни — все это было установлено съ точностью. Студійскій уставъ переняли и другіе монастыри отъ Печерскаго. Когда Ѳеодосій правилъ Печерскою Лаврою и принималъ каждаго, кто приходилъ къ нему, постригся и Несторъ. Онъ самъ говоритъ объ этомъ: «Пришелъ къ нему и я, худой и недостойный рабъ, и принялъ онъ меня, когда мнѣ было 17 лѣтъ отъ роду.» Остатки язычества, суевѣрія, появленіе волхвовъ. Монашество распространялось ; люди набожные изнуряли свое тѣло постомъ, спали на голыхъ камняхъ, готовы были гнать всякую мірскую радость ; игры и пѣсни называли они дьяволь- скою лестью; все, что ни случалось дурнаго, хотя бы самъ человѣкъ былъ въ этомъ виноватъ, объясняли дьявольскимъ навожденіемъ. Между самими христіанами въ то время еще было много суевѣрій. Лѣтописецъ Несторъ искренно вѣритъ всѣмъ примѣтамъ и знаменьямъ. Явится на небѣ хвостатая звѣзда, комета, случится лунное или солнечное затмѣніе, ро- дится какой нибудь уродъ — все это не къ добру, все это казнь за грѣхи наши. Такъ пугали себя и другихъ грамотѣи, называя особеннымъ чудомъ то, что бываетъ также просто, какъ день и ночь, зима и лѣто. Кромѣ того , въ глазахъ хри- стіанъ, домовые, лѣшіе, русалки, оборотни считались бѣсами, которыхъ они на каждомъ шагу трепетали; для народа же, еще преданнаго языческой старинѣ, это были божества, ко- торымъ онъ поклонялся наравнѣ съ христіанскими святыми. Для тѣхъ и другихъ міръ наполненъ былъ страхами отъ небывалыхъ, грозныхъ духовъ. Необразованный народъ еще вѣрилъ вѣдьмамъ, колдунамъ, волхвамъ, которые сначала, въ языческое время, были служителями разныхъ боговъ. Когда старинная религія пала, эти колдуны и волхвы стали про- стыми обманщиками, морочившими народъ, чтобъ добывать отъ него деньги. Такъ однажды случился голодъ въ Ростов- ской области. Вдругъ явились изъ Ярославля два волхва и на- чали толковать: «Мы знаемъ, кто скрываетъ обилье.» Пошли они по Волгѣ, и гдѣ придутъ въ село, тамъ и назовутъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1