Элементарный курс русской истории

— 105 — самой Москвой, и дерзость ихъ доходила до того, что они реша- лись вступать въ битву съ царскими войсками. Всѣ эти бѣдствія русскій народъ объяснялъ по-своему. Онъ ропталъ и говорилъ, что всѣ несчастія посылаются Богомъ за грѣхи Бориса, за то, что онъ достигъ царскаго престола путемъ преступленія. И самъ Борисъ хорошо понималъ, какъ къ нему относится народъ, и поэтому онъ еще больше омрачился въ душѣ своей и еще больше прежняго сталъ подозрителенъ и не- довѣрчивъ *). 2. Появленіе Самозванца. Въ это время вдругъ разнесся въ народѣ поразительный слухъ, что царевичъ Дмитрій живъ и скоро нотребуетъ отъ Бориса отцовское наслѣдіе, что въ Угличѣ вмѣсто Дмитрія былъ убитъ другой ребенокъ, а онъ спасся отъ убійцъ, подосланныхъ Годуновымъ, и пока находится во владѣ- ніяхъ польскаго короля. Кто такой былъ этотъ первый Самозванецъ— Лжедмитрій, какъ его называли, — сказать трудно. По русскимъ свидѣтельствамъ того времени, Ляседмитрій былъ сынъ стрѣлецкаго сотника Отрепьева изъ города Га- лича — Григорій и мальчикомъ жилъ на службѣ у разныхъ бояръ; иотомъ научился грамотѣ, странствовалъ по монастырямъ и постригся въ монахи. Попалъ онъ, между прочимъ, въ Чудовъ монастырь. Тутъ онъ, какъ гра- мотный и способный монахъ, былъ взятъ къ патріарху „для письменнаго дѣла“, бывалъ съ нимъ въ Думѣ царской и отлично зналъ тогдашнее положеніе дѣлъ. Онъ часто говорилъ монахамъ, что будетъ въ Москвѣ царемъ. Когда такія рѣчи дошли до высшихъ властей, Григорія сослали въ Кирилло-Бѣлозерскій монастырь на вѣчное покаяніе. Съ дороги Гри- горій бѣжалъ въ Польшу. Тамъ онъ научился польскому и латинскому языкамъ, потомъ уніелъ къ запорожскимъ казакамъ, гдѣ пріобрѣлъ искус- ство владѣть конемъ и мечомъ, и, наконецъ, поступилъ на службу къ польскому пану, Адаму Вишневецкому. Здѣсь онъ однажды притворился больнымъ, призвалъ духовника и просилъ, чтобы его, въ случаѣ смерти, похоронили, какъ царскаго сына. Это было передано Вишневецкому, кото- рому Отрепьевъ показалъ драгоцѣнный крестъ съ мощами, висѣвшій у него на груди, и какую-то грамоту, въ которой было сказано, что онъ ца- ревичъ Дмитрій, спасшійся въ Угличѣ отъ рукъ убійцъ. Повѣрилъ ли этому Вишневецкій или нѣтъ — сказать трудно, но онъ идругіе паны стали поддерживать открывшагося такимъ образомъ московскаго царевича. На дочери одного изъ этихъ пановъ — Мнишка — Лжедмитрій хотѣлъ жениться, но свадьба была отложена до тѣхъ поръ, пока онъ сдѣлается царемъ. Лжедмитрій тайно принялъ католическую вѣру и обѣщалъ ввести ее въ Россіи; за это папа римскій и король стали ему помогать, главнымъ обра- зомъ деньгами и людьми: король разрѣшилъ Лжедмитрію набирать войско изъ „охочихъ", т.-е. желающихъ, поляковъ. *) Чтобы дать заработокъ голодавшему народу, Борисъ предпринялъ много боль- шихъ построекъ. Между прочимъ, въ Моеквѣ въ это время была выстроена коло- кольня Ивана Великаго. Прим. атп.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1