Элементарный курс русской истории

— 108 — тяжбъ, онъ издалъ указъ, которымъ приказывалось рѣшать дѣла по очереди и безъ «посуловъ», т.-е. безъ взятокъ. Онъ давалъ разныя льготы духовенству и служилымъ людямъ, заботился также и о крестьянахъ. Въ то же самое время Лжедмитрій не считалъ нужнымъ соблюдать русскіе обычаи въ обыденной жизни: ввелъ за столомъ музыку и пѣніе; послѣ обѣда рукъ не умывалъ и спать не ло- жился, а отправлялся куда-нибудь на прогулку, съ цѣлыо осмотра какой-нибудь иностранной лавки или аптеки. Поведеніемъ своимъ онъ тоже не былъ похожъ на прежнихъ царей, которые во всеми любили торжественность и важность; ѣздилъ запросто на охоту на горячихъ лошадяхъ, принималъ самое живое участіе въ военныхъ упражненіяхъ, такъ что его иногда сшибали съ ногъ и давили. — Все это, вмѣстѣ съ его пристрастіемъ къ иноземному, а равно и равнодушіе къ православной церкви, заставило многихъ сомнѣваться въ его происхожденіи. Этимъ неудовольствіемъ народа воспользовался кн. Вас. Ив. Шуйскій и составилъ съ другими боярами противъ него заго- воръ. Особенно повредила Самозванцу его женитьба на Маринѣ Мнишекъ. Поляки, соетавлявшіе свиту Марины, вели себя самымъ наглымъ образомъ, рубили встрѣчныхъ москвичей саблями и позволяли себѣ всякія другія насилія. Самая свадьба, вопреки всѣмъ церковными правилами, совершилась 8 мая (1606 года). Народная пѣсня говорить про это событіе : «а и свадьба была поди Николинъ день, а Николинъ день былъ въ пятницу». Это обстоя- тельство окончательно подорвало въ народѣ всякое довѣріе къ Самозванцу, и скоро послѣ свадьбы онъ былъ убитъ (17 мая 1606 года). 4. Князь М. В. Скопинъ-Шуйскій. Послѣ смерти Лжедмитрія былъ выбранъ на прѳсголъ Василій Ивановичи Шуйскій. По знатности рода и по уму онъ выдѣлялся изъ среды московскихъ бояръ, но его 4-лѣтнее царствованіе не было спокойно. Выбранъ онъ былъ не всей русской землей, даже не всей Москвой, а куч- кой своихъ сторонниковъ. Поэтому народъ не вѣрилъ въ пра- вильность избранія Василія; не вѣрилъ также и тому, что пи- сали Василій въ своихъ указахъ. Кромѣ того, народу сильно не нравилось то, что власть новаго царя была ограничена боярами: Василій Шуйскій, сдѣлавшись царемъ, далъ обѣгцаніе — безъ выс- шихъ бояръ никакихъ важныхъ дѣлъ не предпринимать. За это народъ назвали Василія «полуцаремъ». Бояре, выбравшіе Васи- лія, были также недовольны: они разсчитывали, что Василій

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1