Элементарный курс русской истории

сдаться, обѣщая всякія льготы и болыітія награды. Но защит- ииковъ не страшили угрозы и не привлекали обѣщаыія осаждаю- щихъ. Среди защитниковъ, вслѣдствіе тѣсноты и недостатка при- пасовъ, появились болѣзни, но монастырь и не думалъ о сдачѣ. Одинъ современникъ говорить, что положеніѳ обители къ концу 16-ти- мѣсячной осады было таково, что человѣческими силами нельзя было уже отвратить вѣрной гибели ея. Но твердая надежда на Господа и на св. Сергія не исчезала въ лаврѣ. Отъ угодника Божія ждали спасенія. И чудесная помощь явилась. Сказаніе объ осадѣ лавры говорить, что въ одну темную ночь многіе видѣли св. Сергія и его ученика Никона, хо- дившихъ по стѣнамъ вокругъ монастыря; одинъ изъ нихъ осѣнялъ стѣны крестомъ, а другой кропилъ ихъ святой водой, и оба громкими голосами пѣли: „Спаси, Господи, люди Твоя"; потомъ, обратись къ польскому стану, они сказали съ укоромъ: „зачѣмъ вы собрались сюда, чтобы разорить домъ ІІр. Богородицы, осквернить Божіи церкви и погубить иноковъ и всѣхъ православныхъ христіанъ, здѣсь пребывающихъ: Господь не допустить до этого". И другія многія видѣнія убѣдили защитниковъ, что св. Сергій не оставить ихъ своей помощью. Поэтому, несмотря ни на какія невзгоды и лишенія, „троицкіе сидѣльцы" не сдавались, хотя къ концу осады ихъ осталось 200—300 человѣкъ. Наконецъ поляки, видя безуспѣшность своихъ стараній, выну- ждены были снять осаду и уйти ни съ чѣмъ. Особенно тяжелое время наступило для Руси въ 1612 году.' «И было тогда, — говорить современникъ, — такое лютое время Божія гнѣва, что люди и не чаяли впереди спасенія себѣ. Чуть не вся земля русская запустѣла. И прозвали старики наши это лютое время ли холѣтьемъ... Великій гнѣвъ быль на людяхъ— глады, моры, зябели на весь плодъ земной. Звѣри пожирали живыхъ людей, и люди людей ѣли. Плѣненіе было великое людямъ. Жи- гимонтъ (Сигизмундъ), польскій король, все Московское государ- ство велѣлъ предать огню и мечу, ниспровергнулъ все благолѣпіе русской земли». Въ это время въ Троицкій монастырь отовсюду стекались рус- скіе люди, истомленные голодомъ и болѣзнями, израненные и измученные врагами. Монахи принимали всѣхъ этихъ несчаст- ныхъ, собиравшихся сотнями и тысячами, и помогали имъ, чѣмъ могли; вся лавра превратилась въ столовую для голодающихъ и въ больницу для недужныхъ. Но этимъ деятельность монаховъ лавры не ограничилась. Когда умолкъ подъ сводами подземелья Чудова монастыря голосъ па- тріарха Ермогена, Троицкая лавра взяла на себя задачу— при- звать русскій народъ на послѣдшою вооруженную борьбу съ по- ляками и русскими измѣнниками. Архимандритъ Діояисій сталъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1