Элементарный курс русской истории

— 123 — нѣкоторые бояре стали притѣснять народъ неправедыымъ судомъ и лихоимствомъ. Недовольный этимъ, народъ подавалъ неодно- кратно жалобы боярамъ для передачицарю, но жалобы эти до царя не доходили. И только когда произошелъ въ Москвѣ и дру- гихъ городахъ открытый мятежъ, окончившійся убіеніемъ нѣеколь- кихъ особеннонелюбимыхъ бояръ, Алексѣй Михайловичъ узналъ о тѣхъ злоупотрѳбленіяхъ, какія совершались его именемъ,и сталъ управлять государствомъсамъ. Народныя волненія и жалобы на лихоимство и неправосудіе воеводъ побудили Алексѣя Михайловича подумать объ изданіи новаго, болѣе полнагосвода законовъ, чѣмъ изданный при Иванѣ Грозномъ. По этому поводу была созвана Боярская Дума съ уча- стіемъ патріарха и высшаго духовенства, а также были созваны въ Москву на земскій соборъ выборные люди, съ которыми долж- ны были совещаться составителиноваго свода законовъ. Этотъ сводъ получилъ названіе «Соборнаго Уложенія царя А ле- ке ѣ я Михайловича» (1649 г.). По своимъ личнымъ качествами царь Алексѣй Михайловичъ быль царь въ высшей степени добрый и ласковый. По словами иностранцевъ, самая наружность его привлекала всѣхъ къ себѣ: Алексѣй Михайловичъ были человѣкъ довольно высокаго роста, здоровый, полный (по-старин- ному — дородный], съ симпатичными лицомъ. Въ его голубыхъ глазахъ свѣтилось необыкновенное добродушіе, которое ободряло всѣхъ, кому при- ходилось обращаться къ царю съ какой-нибудь просьбой. Одинъ иностра- нецъ (нѣмецъ Рейтенфельдъ), указывая на умъ, образованность, благоче- стіе и доброту царя, говорить, что „это такой государь, какого желаютъ всѣ христіанскіѳ народы, но не многіе имѣютъ“. Другой иностранецъ (англичанинъ Коллинзъ) ставить Алекеѣя Михайловича на ряду съ „му- дрейшими и добрѣйшими государями всего света". Русскіѳ называли его обыкновенно „тишайшими" и „ласковыми" государемъ. Основной чертой его характера была глубокая религіозность. Это былъ благочестивейшій и православнейшій государь. Онъ вставали раннимъ утромъ, въ 4 часа, и молился въ своей моленной; затемъ къ нему прихо- дили духовникъ съ иконой того святого, память котораго въ этотъ день праздновалась, съ крестомъ и святой водой (которую привозили изъ ближ- нихъ и дальнихъ монастырей) и кропилъ ею царя. Принявъ поклонъ отъ ближнихъ бояръ, онъ каждый день ходили съ царицей къ утренѣ, откуда возвращался въ свои палаты и беседовали съ боярами о делахъ, а потомъ шелъ къ обедне. Послѣ обедни опять занимался государственными де- лами вплоть до обеда, который подавался всегда въ 12 часовъ. Въ праз- дничные дни онъ всегда съ особенной торжественностью совершали вы- ходы изъ дворца въ соборы и монастыри и часто участвовали въ крест- ныхъ ходахъ. Очень часто Алексей Михайловичъ ездилъ на богомолье въ подмосковные монастыри — Новоспасскій, въ Сергіеву лавру, въ Сав- винъ-Сторожевскій (въ Звенигороде). Посты соблюдали Алексей Михай-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1