Элементарный курс русской истории

— 127 — ксѣй Михайловичъ, по возвращеніи, позволили ему именоваться «Великимъ Государемъ», подобно патріарху Филарету. Еще будучи митрополитомъ новгородскимъ, Никонъ началъ исправлять непорядки въ церковномъ дѣлѣ. Церковныя службы многимъ священникамъ казались слишкомъ длинными и утоми- тельными, а пропустить что-нибудь или сократитьсчиталось боль- шимъ грѣхомъ; въ нѣкоторыхъ церквахъ для сокращенія времени службы додумались до «многогласія», т.-е. 'стали совершать бого- служеніе сразу въ нѣсколько голосовъ : въ одно и то же время понамарьчиталъ, дьячокъ пѣлъ, дьяконъ говорили ектенью, свя- щенникъ творилъ возгласы — и все это . разомъ, безъ всякой оче- реди. Выходила такая путаница,что ничего нельзя было разо- брать. Никонъ запретили это «многоглаеіе» и ввелъ, кромѣ того, Русская скоропись ХѴП вѣка. благолѣпное пѣніе «по голосамъ», какъ пѣли въ Кіевѣ, вмѣсто «одногласнаго». Слышалъ это пѣніе и Алексѣй Михайловичъ, и оно ему такъ понравилось, что, несмотря на возраженія патрі- арха Іосифа, оно было введено въ Москвѣ. Но самымъ важ- нымъ по своимъ послѣдствіямъ дѣломъ Никона, какъ патріарха, было исправленіе богослужебныхъ книгъ. Въ древней Руси всѣ книги переписывалисьмонахамиотъ руки. Когда, вслѣдствіе монгольскаго ига, просвѣщеніе на Руси упало, въ церковно-богослужебныя книги малограмотными, иевѣ- жественными , переписчиками было внесеномного ошибокъ, ино- гда искажавшихъ смыслъ извѣстнаго мѣста въ книгѣ. Уже давно высшее русскоедуховенство замѣчало эти ошибки, но Василію III, напримѣръ, ихъ не удалось исправить, такъ какъ они поручилъ исправленіе книгъ греку Максиму, а греки не внушали къ себѣ особаго довѣрія : въ это время Византія уже находилась подъ властью турокъ, и на Руси говорили, что греки самиуже стали нетверды въ истинной вѣрѣ. Поэтому, когда Максимъ сталъ исправлять славянскія книги по греческими рукописями, въ рус,-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1