Элементарный курс русской истории

— 128 — скомъ обіцествѣ поднялся такой ропотъ, что исправленіе книгъ пришлось остановить. При Иванѣ IV церковно-богослужебныя книги были впервые на Руси напечатаны, но бывшія въ нихъ ошибки остались неиспра- вленными и перешли въ печатныя книги; вмѣстѣ съ ошибками были занесены въ новыя книгии укоренившіяся къ этому времени нѣкоторыя отклоненія отъ правилъ православной апостольской церкви: двоеперстіе при сложеніи крестнаго знаменія, сугубая (т.-е. двукратная) аллилуйя (вмѣсто троекратной), 7 просфоръ на обѣднѣ вмѣсто 5, и т. п. При патріархѣ Филаретѣ прославившійся въ Смутное время Діонисій, архимандритъ Троицкой лавры, взял- ся было за йсправленіе церковно-богослужебныхъ книгъ, но это дѣло окончилось для него очень печально. Онъ хотѣлъ изъ нѣ- которыхъ молитвъ выкинуть слова, или не имѣющія никакого смыславъ данной молитвѣ, или такія, которыхъ онъ не находилъ въ древнихъ рукописяхъ; за это онъ былъ обвиненъ «въ порчѣ книгъ церковныхъ» и подвергся наказанію, а дѣло исправленія книгъ опять остановилось. Никонъ, сдѣлавшись патріархомъ, принялся за исправленіе книгъ со свойственной ему энергіей и настойчивостью. По его приказу въ Москву отовсюду — изъ Греціи, съ Аѳона и изъ дру- гихъ мѣстъ — привозились древнія греческія и славянскія руко- писи, по которымъ и приказано было печататькниги. Самое пе- чатаніе было поручено ученымъ людямъ, пріѣхавшимъ изъ Кіева, знавшимъ греческій языкъ. Всѣ исправленія были сдѣланы весьма тщательно и одобрены на еоборѣ въ Москвѣ, на которомъ присутствовалъ даже одинъ изъ восточныхъ патріарховъ. Но когда новопечатныя книги, съ сдѣланными въ нихъ исправленіями, стали разсылать по церквамъ, люди невѣжественные изъ духовенства и мірянъ отказалисьпри- нять ихъ и совершать по нимъ богослуженіе, говоря, что онѣ испорчены кіевскими учеными. «Какъ же это такъ, — говорили они, — вѣдь по этимъ (старымъ) книгамъ столько лѣтъ божествен- ную службу правили, по нимъ Святыя Тайны совершали, а теперь эти книги — не книги». Они не хотѣли или не могли понять того, что вѣра православнаяне пропадетъи не исказитсяотъ испра- вленія нѣсколькихъ ошибокъ въ книгахъ. Во многихъ мѣстахъ священникамъ, принявшимъ новыя книги («Никоновской печати»), не позволяли служить, а брали себѣ въ священники только тѣхъ духовныхъ лицъ, которыя держались старыхъ (старопечатныхъ «Іосифовской печати») книгъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1