Элементарный курс русской истории

— 180 — обрядовъ и богослуженія на славянскомъ языкѣ). Съ этого вре- мени (1596 г.) положеніе православныхъ въ Полыпѣ стало весьма печально : православныхъ священниковъ насильно лишали прихо- довъ, надъ православнымъ богослуженіемъ всячески издѣвались и населеніе православное стѣсняли и обижали, какъ только воз- можно. Особенно тяжело было положеніе простого народа— крестьянъ. Помѣщики-католики относились къ нимъ хуже, чѣмъ къ живот- нымъ, называли ихъ унизительнымъ именемъ «хлоповъ», ихъ вѣру — поганой, и т. д. Нуждаясь постоянно въ деньгахъ они все- гда обременяли своихъ крестьянъ громадными налогами. Но поел > Уніи положеніе крестьянъ особенно ухудшилось. Свои помѣстья польскіе паны сдавали обыкновенно въ аренду еврееямъ, которые, разумѣется, брали съ крестьянъ, что только было возможно. Когда послѣ Уніи началось притѣсненіе православной вѣры, евреи убе- дили помѣщиковъ-католиковъ отдать имъ въ аренду и находив- шаяся на земляхъ этихъ помѣщиковъ православный церкви. На каждое богослуженіе, за каждую церковную требу крестьяне долж- ны были платить еврею, у котораго были ключи отъ церкви; при этомъ евреи-арендаторы позволяли себѣ разныя выходки и оекорбленія священниковъ и самаго богослуженія. Такая жизнь для русскаго крестьянина была невыносимо тяжела, и онь часто возетавалъ съ оружіемъ въ рукахъ на защиту своей вѣры и на- родности. Его помощниками въ этомъ дѣлѣ являлись малороссш- скіе (украинскіе) и запорожскіе казаки (0 происхожденіи каза- чества говорилось въ главѣ «Покореніе Сибири».) 2. Казачество. Польское правительство, желая обезопасить гра- ницы своего государства со стороны степи отъ татаръ, привлекло еще давно украинскихъ казаковъ къ себѣ на службу, предоста- вивъ имъ болынія вольности. Казаки не платили податей, жили на своихъ земляхъ и обрабатывали ихъ, но обязаны были, по первому же требованію, являться на военную службу; всѣ они получали жалованье отъ польскаго правительства. Они сами вы- бирали себѣ начальника — гетмана, но утверждалъ его въ должности польскій король. Впрочемъ, этими правами пользова- лись далеко не всѣ казаки. Король польскій Стефанъ Баторій (современникъ Ивана Грознаго), боясь, что казачество слишкомъ усилится, ограничилъ число казаковъ шестью тысячами. Эти ка- заки считались на службѣ и получали жалованіе, а остальные были перечислены въ крестьянъ. (Конечно, этимъ значительное большинство обиженныхъ казаковъ было крайне недовольно, но до поры, до времени молчало.) ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1