Элементарный курс русской истории

— 132 — большое мѣсто было окружено валомъ и тыномъ; кое-гдѣ были поставлены пушки. Внутри ограды находились — церковь и «ку- рени», т.-е. жилища казаковъ. Важнѣйшія дѣла рѣшались на общей еходкѣ — радѣ. Здѣсь выбирались всѣ начальники. Глав- нымъ начальникомъ былъ атаманъ, носившій названіе коше- вого, какъ и вся Сѣчь называлась кошемъ. Кошъ раздѣлялся на курени; надъ каждымъ куренемъ былъ выборный куренной атаманъ, подчиненный кошевому. Этотъ послѣдній имѣлъ не- ограниченную власть надъ Сѣчыо, но, по окончаніи года (срокъ его избранія), отдавалъ отчетъ въ управленіи и въ случаѣ зло- употребленія подвергался смертной казни. Въ курепяхъ запорож- цы жили человѣкъ по 100 — 150 въ каждомъ. Никакихъ письменныхъ законовъ или правилъу запорожцевъ не существовало. Судья (выборный) рѣшалъ дѣла по своему усмо- трѣнію — по обычаямъ запорожскими, а въ затруднительныхъ случаяхъ совѣщался съ кошевымъ, со старымиказаками и со- «старшиной», т.-е. съ другими должностными лицами. Главными преступленіями считались воровство, неплатежи долговъ и убій- ство. Несмотря на то, что грабежъ былъ для запорожца дѣломъ привычными, — грабить позволялось только врага, на войнѣ; если же кто попадался въ кражѣ у своего товарища, или покупали завѣдомо краденое, или скрывали у себя, то подвергался суро- вому наказанію: его привязывали къ столбу на площади, около рями, влаетелинъ надъ властелинами, необыкновенный рыцарь, ннкѣмъ ненобѣдимый, неотступный хранитель Гроба Іисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утѣшеніе мусульманъ, смущеніе и великій защитники хрнстіанъ — новелѣваю вамъ, занорожскіе казаки, сдаться мнѣ добровольно и безъ всякаго сопротивленія и меня вашими нападеніями не безпокоить. — Султанъ турецкій Махмудъ Четвертый. Отвѣтъ запорожскихъ казаковъ султану Махмуду. Запорожскіе казаки турецкому султану. Ты — шайтанъ турецкій, проклятый чорта братъ и товарищъ, и самого Люцинера секретарь. Якій ты въ чорта лыцарь? Чортъ выкидае, а твое війске пожирае. Не будешь ты годѳнъ сынивъ христіанскихъ пидъ собой мати. Твоего війска мы не боимось, землею и водою будемъ биться зъ тобою. Вавилонскій ты кухарь, македонекій колесникъ, ерусалимскій броварникъ, алексаи- дріискій козолупъ, Великаго и Малаго Египта свинарь, армянська свиня, татарскій сагаидакъ (козелъ), каменецкій катъ (палачъ), подолянскій злодіюка, самого гаспида внукъ и всего свиту и пидсвпту блазень, а нашего Бога дурень, свиняча морда, риз- ницька собака, нехрещенный лобъ, хай бы тебя взявъ чортъ! Оттакъ тоби казаки выдказали, нлюгавче. ЬІевгоденъ еси матери вирныхъ христіанъ. Числа не знаемъ, бо календаря не маемъ; мѣсяцъ у неби, годъ у кнызи, а день такій у насъ, яко и у васъ — поцилуй за те ось-куды насъ. Кошевой атаманъ Иванъ Сирко во всимъ Кошемъ запорожськимъ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1