Элементарный курс русской истории

въ домѣ ему повиновалось: слуги, жена, дѣти; даже взрослые и сами женатые сыновья не имѣли самостоятельности. Въ болыпомъ ходу были тѣлесныя наказанія, побои, розги, и т. д. Отъ нихъне избавлена была даже хозяйка дома, хотя одно старинное наставле- ніе и говорить, что жену мужъ долженъ учить «запершись, что- бы никто не видалъ, и учить надо не кулакомъ, а плеточкой вѣж- ливенько постегать». Распоряжаясь хозяйствомъ, жена обязана была во всемъ спрашивать совѣта мужа и дѣлать такъ, какъ онъ велитъ. Вее.воспитаніе дѣтей основывалось на страхѣ и наказані- яхъ, а когда дѣти подростали, родители устраивали ихъ судьбу— женили, рыдавали замужъ, не спрашивая ихъ согласія. Вслѣд- ствіе этого происходило много несчастныхъ браковъ, тѣмъ больше, что женихъ не видалъ своей невѣсты до самаго вѣнца, а во время сватанія, когда онъ за себя посылалъ смотрѣть невѣсту свою родственницу или мать (мужчины не имѣли права видѣть чужихъ женщинъ), то происходили обманы: вмѣсто одной дочери пока- зывали другую, а иногда вмѣсто боярышни показывали даже кра- сивую служанку. Вслѣдствіе этого въ семьѣ шли постоянные не- лады и дѣло часто оканчивалось тѣмъ, что мужъ заставлялъ жену уходить въ монастырь или постоянными нещадными побоями из- водилъ ее, и она преждевременно умирала. Въ знатныхъ .и царскихъ семьяхъ женщина не могла показы- ваться постороннему мужчинѣ и занимала въ домѣ особое помѣ- щеніе, ключъ отъ котораго хозяинъ держалъ обыкновенно у себя. Видѣть боярыню могъ только ея отецъ, да иногда братъ. Для прогулки и развлеченій жены и дочерей хозяина отводился садъ у дома, огороженный очень высокимъ сплошнымъ тыномъ. Если же случалось женѣ и дочерямъ боярина отправляться, напр., ка богомолье, то онѣ выѣзжали въ закрытыхъ колымагахъ, такъ что видѣть ихъ можно было только въ тѣ моменты, когда онѣ выхо- дили или садились въ экипажъ. Въ церкви женщины занимали отдѣльное мѣсто отъ мужчинъ— на хорахъ. Если ѣхали на бого- молье царица или царевны и когда имъ нужно было проходить, напримѣръ, изъ колымаги въ церковь, то по обѣ стороны станови- лись люди, которые держали высоко поднятые куски сукна, чтобы никто не могъ видѣть высокихъ путешественницъ. Въ проетомъ народѣ затворничества женщины не было, но положеніе ея было крайнебезправное и тяжелое, какъ и до сихъ поръ въ деревняхъ. Образъ жизни. Отличаясь благочестіемъ, русскіе люди жизнь свою построили на монастырскій ладъ. Вставали они рано, часа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1